Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Практические вопросы по психологии
Составить план беседы по пейзажной картине
1. Организационный момент
2. Сообщение темы занятия (название картины, рассказ о художнике)
3. Беседа по картине Выставляется репродукция картины, задаются вопросы.
4. Коррекционные упражнения «Скажи иначе» (образование причастий настоящего времени) –
5.Физкультминутка
6. Составление плана рассказа в виде картинно-графического плана. –
7. Составление рассказов
8. Оценка рассказов детей.
9. Итог занятия
Составить план обследования грамматической стороны речи детей.
Обращается внимание на следующие компоненты речи:
• произношение звуков;
• фонематическое восприятие;
• звукослоговой анализ и синтез слов;
• словарный запас;
• грамматический строй языка;
• понимание речи;
• средства выразительности речи.
1.Обследование произношения
При выявлении состояния звуковой стороны речи ребёнка недостаточно прослушать стихи или повторенные за обучающим слова (скажи «шуба»), так как звуки в заученных со слов взрослых стихах произносятся гораздо лучше, чем в самостоятельной речи. Обследование рекомендуется проводить по предметным картинкам.
2.Обследование фонематического восприятия
При проверке фонематического слуха даются задания на узнавание звука среди сходных, т. е. из одной группы. Услышав заданный звук, ребёнок хлопает в ладоши или отмечает его иным способом.
3.Обследование звукового анализа слов
Даются задания на выделение звуков из слова:
а) гласный звук в начале слова — Ира, улица, озеро, арбуз;
б) согласный в конце слова — мак, кот, дом, суп;
в) согласный в начале слова — сон, шар, зубы, кот, гуси, дом;
г) гласный в середине слов типа мак — рот, лук, сын.
Старшим детям можно предложить отобрать картинки с заданным звуком в начале, в середине или в конце слова.
4.Обследование словарного запаса
Предлагаются и такие задания: а) назвать одним словом — яблоки, вишни, груши; б) подобрать слова с противоположным значением (наоборот): горячий — холодный, широкий — узкий, высокий — низкий; в) назвать части предмета: стул — спинка, сиденье, ножки.
В конце обследования отмечают: словарный запас у ребёнка нормальный; недостаточный; слишком ограниченный. Однако при этом надо помнить, что уровень запаса слов зависит не только от возраста, но и от среды, в которой воспитывается малыш.
5.Обследование грамматического строя
Общее понятие о связной речи ребёнка обучающий получает в процессе беседы, предлагаются и специальные задания:
а) называние предметов «один — много»: окно — окна; дерево — деревья, стул — стулья;
б) чего много: деревьев, яблок, гнёзд, колёс, окон;
в) согласование слов: шар — голубой, небо — голубое, рубашка — голубая, варежки — голубые;
г) использование предлогов при ответах на вопросы: ручка на книге, в книге, под книгой (над, у, из, с, к); д) составление рассказа по сюжетной картинке.
Рисунки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух — четырёх слов.
Все слова, произносимые ребёнком, записываются.
6. Обследование понимания речи
Если ребёнок не может назвать предмет и молчит, необходимо проверить его пассивный словарь — понимание речи. Примерные задания:
а) показать рукой подбородок, ресницы, локти, ногти; по картинкам: хобот, копыто, порог, подоконник;
б) карандашом показать на куклу; посадить (положить) её на полку, под полку, в шкаф;
в) взять ручку, взять ручки;
г) показать, где Валя поймал рыбу, а где Валя поймала рыбу.
Средства выразительности речи
7. По окончании обследования делаются выводы о состоянии всех речевых компонентов, в том числе и общих речевых навыков, от которых зависит и выразительность речи: артикуляция открытая или полуоткрытая, зажатая; голос тихий или крикливый; темп речи быстрый, замедленный; интонация монотонная или выразительная и др. Обследование можно проводить выборочно, в зависимости от характера речевых нарушений ребёнка
Составить план грамматического упражнения для детей 5-6 лет.
Грамматическое упражнение «Что из чего».
Цель: исследовать умение образовывать прилагательных от существительных.
Прилагательные, образованные от существительных.
Лексический материал:
- Кубик из дерева. Значит он какой? - Деревянный.
- Кошелёк сделан из кожи? Какой он? - Кожаный.
- Ручка сделана из пластмассы. Какая она? - Пластмассовая.
- Стакан сделан из стекла. Какой он? -
Ножницы сделаны из металла. Какие они?
- Шуба сшита из меха. Какая она?
- Игрушка сделана из плюша. Какая она?
- Подушка из пуха. Какая она?
Инструкция:
Ребёнку показывается ряд предметов, сделанных из разных материалов и предлагается ответить на вопросы