Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обучение младших школьников культуре невербального общения во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена многими обстоятельствами. Во-первых, современное общество предъявляет высокие требования к уровню коммуникативной культуры человека. Особую остроту проблемы гармонизации межличностного общения приобретают сегодня в условиях мегаполиса, поликультурная среда которого нередко порождает деструктивные явления в коммуникации.
Во-вторых, методисты, исследовавшие проблему обучения учащихся культуре невербального общения (Ю.В. Касаткина, В.П. Трусов, Л.Е. Тумина и др.), отмечают, что младший школьный возраст – это исключительное время для развития умений несловесной коммуникации. По мнению специалистов, развитие личности младшего школьника побуждается усложнением невербального общения взрослого с ребенком. Подчеркивается, что адекватное применение невербальных средств помогает избежать в коммуникации словесного нагромождения, неоправданного повтора, делает речь эффективной и точной, придает высказываниям эмоциональность и яркость.
В-третьих, проблема невербальной коммуникации до сих пор является не до конца изученной. Анализ научной литературы и практика современной начальной школы позволили выявить противоречие между потребностями общества в развитии у младших школьников культуры общения (в том числе и невербального) и нерешенностью этих задач в практике начальной школы.
Проблема исследования: какие методические условия обеспечивают развития у младших школьников умений невербального общения?
Объект является процесс общения младших школьников.
..........
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие невербального общения в психолингвистической литературе
Любые средства бессловесного общения, будь то жесты, мимика, поза, интонация высказывания скажу о нас много. Невербальная коммуникация или невербалика изучается психологией, а знания эти может применить любой из нас в разных жизненных ситуациях.
Виды невербального общения разнообразны: помимо тех, о которых знают многие – жестикуляции, мимики, интонации и понятия личного пространства – стоит также брать в расчет все то, что касается прикосновений, тактильных реакций, обоняния и запахов, поведенческих реакций, предпочтений в еде и поведения за трапезой. Мы обладаем многими знаниями: умеем извлекать квадратный корень, изучаем языки, знаем историю, интересуемся медициной. Невербалика как отрасль знаний, изученная нами, значительно улучшит наши коммуникативные навыки, поможет решить многие жизненные задачи. И вот несколько простых ситуаций как же применить знания невербальных знаков.
Многие из нас испытывают дискомфорт в незнакомой компании, не знает, кто есть кто, и как произвести впечатление. Также и страх публичных выступлений одолевает тех, кто в силу профессии должен выступать перед группой людей, проводить дискуссии, читать доклады, продвигать продажи. Знания знаниями, но даже информативно подготовленный оратор не всегда достаточно владеет собой, для того чтобы донести все информацию. Достаточно расположить слушателей к себе, используя открытые жесты рук и установив зрительный контакт с людьми. Ваше расположение к ним не останется без ответа, они подсознательно решат вам довериться и выразят заинтересованность.
............