Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Основные характеристики англоязычного музыкального дискурса (1 глава)
Музыкальное искусство принадлежит к человеческой деятельности, область которой, непосредственно, связана с коммуникацией. Процесс описания музыки довольно сложный, так как её восприятие глубоко субъективное и парадоксальное. В отличие от вербального языка, музыка не нуждается в переводе, так как на уровне образного восприятия является универсальным средством общения. Музыка часто является поводом для соперничества в профессиональном плане.
В рамках музыкального дискурса можно определить структуру музыкальной мысли, проанализировать особенности композиторского процесса. Музыкальный дискурс, в целом, позволяет выделить национальные компоненты и разнообразные факторы, которые влияют на создание музыкальных произведений. Под понятием «музыкальный дискурс» понимают процесс создания музыкального текста. Данный этап включает в себя стадию возникновения идеи будущего произведения, стадию становления и развития (реализация) и результат. В понятие музыкального дискурса так же входит текст и его исследование, возможные интерпретации текста, рефлексию. Таким образом, в широком понимании, понятие охватывает текст и основные составляющие его реализации в социальной культуре. Сочинение музыкального текста, его исполнение и восприятие музыки связаны с музыкальным мышлением, которое обеспечивает сознательную музыкальную деятельность...
Определяя понятие музыкального дискурса, прежде всего, необходимо выяснить терминологию понятия «дискурс». Дискурс выполняет роль сущностей в новой онтологии и представляет собой сложное коммуникативное явление, которое включает в себя акт создания текста. Слово дискурс (от фр. discours, от лат. discursus – рассуждение, довод) имеет интернациональное значение. Основанием для понятия «дискурс» из области дискурсивной лингвистики в область изучения бытования музыки в социуме является: категориальность «дискурса», та как дискурс относится к числу тех понятий, «которые, будучи первоначально предложены каким-то одним научным сообществом, быстро выходят за его пределы и становятся достоянием разных коллективов, не обнаруживающих черт близости» .
Лингвистические понимания дискурса достаточно многочисленны, а за некоторыми из них стоят сложные, хорошо усвоенные научной мыслью концепции (Ф.Соссюр, Бенвенист, Бюиссанс, французская школа анализа дискурса (Пеше). «Дискурс – речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии»...
Музыкальный дискурс, основываясь на классификацию В.И. Карасика, рассматриваться как разновидность сценического дискурса и включает в себя различные музыкальные направления и течения.
Музыкальный дискурс – это сложный коммуникативный процесс, который может включать в себя: создание, исполнение и восприятия музыкального текста. С формальной точки зрения, музыкальный дискурс является последовательностью музыкальных фрагментов, которые проявляются в рамках целостного музыкального произведения. С точки зрения интегративного подхода к определению понятия, музыкальный дискурс – это речевой поток, который опосредованный системой субзнаков музыкального общение. Музыкальный дискурс понимается в широком значении и охватывает создание музыкального текста, интерпретация музыкального текста, рефлексия. Данные процессы связаны с механизмом функционирования музыкального мышления...