Содержание:
План
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы природоведения в первом классе…..5
1.1.Основные педагогические приемы проведения внеклассной работы с первоклассниками…………………………………………………………………...5
1.2. Основные направления, методы, виды проведения внеклассных заня-тий по природоведению……………………………………………………………..8
Глава 2. Внеклассная работа и ее роль в формировании экологических понятий у первоклассников…………………………………………………….….15
2.1. Внеклассная работа: форма, виды, методы проведения……………...15
2.2. Внеурочные занятия по природоведению: примеры и анализ………17
Заключение………………………………………………………………....36
Литература………………………………………………………………….38
Приложение……………………………………………………………..…41
Литература
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологиче-ского образования младших школьников. //Начальная школа, 2001, №1.
2. Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физи-ческой географии. //География в школе, 2004, №6.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2003.
4. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Кубани. Краснодар, 2005.
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2003г.
6. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 2006. - №12. - с.56.
7. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьни-ков во внеурочной работе. М., 2004.
8. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 2000.
9. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
10. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического об-разования школьников. //Биология в школе, 2004, №3.
11. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 2006.
12. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
13. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 2005, №6.
14. Косолапов Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе пер-спективной деятельности коллектива. // Нравственное воспитание школьников. - 2005. - №12. - с.52.
15. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск, 2000г.
16. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 2004.
17. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? СПб.: СОЮЗ, 2004.
18. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005, №3.
19. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 2004, №5.
20. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведе-ния. М.: Просвещение, 1999.
21. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 2005, №6.
22. Плешаков А.А. Природоведение в первом классе: Методические реко-мендации к учебнику. М.: Просвещение, 2004.
23. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 2005.
24. Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 2004.
25. Ривкин Е.Ю. Экологизация школьного географического образования. //География в школе, 2003, №3.
26. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 2004, №2.
27. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 2003, №6.
28. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 2005, №6.
29. Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 2000, №3.
30. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 2005.
31. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на меж-предметной основе. //Начальная школа, 2000, №10
32. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.: Ака-демия развития, 2006.
33. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
34. Экологическое воспитание школьников.//География в школе, №1, 2005г.
35. Лихачев Б.Т. Педагогика «Курс лекций». - М., 2006 г.
36. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2001г.
37. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
38. Савин Н.В. Педагогика. - М., 2004 г.
39. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - П-К., 2005г.
40. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 – с.26-37.
41. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 2003г.
42. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2000г.
43. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998. - № 6 – с.64-65.
44. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002г.
45. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 2006г.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Внеклассная природоведческая работа с младшими школьниками
Введение
В системе экологического образования и воспитания младших школьни-ков большую роль играет внеклассная работа по природоведению.
Внеклассная работа младших школьников определяется педагогами как дея-тельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса. Определяя содержание вне-классной работы, учителю необходимо исходить из принципов: связи с жиз-нью, с проблемами, которые решает район, область, страна; связи с программ-ным материалом по природоведению; соответствия содержания внеклассной работы возрасту учащихся, их умственному развитию и интересам.
Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением изучае-мого материала на уроках природоведения. Содержание её может быть развёр-нуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими систе-мами.
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, гро-зящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой си-туации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов при-знаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего воз-раста. И в этом отношении велико значение экологического образования млад-ших школьников. Поэтому основной целью курсовой работы является изуче-ние внеклассной природоведческой работы с младшими школьниками.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие зада