Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мотивы учебной деятельности обучающихся в начальных классах
Введение
На современном этапе развития общества происходит переосмысление образовательных целей в направлении. Педагогический процесс становится ориентированным не на усвоение знаний, умений, навыков, а на формирование личности обу¬чающегося как будущего активного деятеля, успешно адаптирующегося к новым условиям окружающей среды. В связи с этим образование личности заключается, прежде всего, в развитии ее потребностей и мотивов.
Особую актуальность данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте, так как, во- первых, именно в этом периоде формируется жела¬ние учиться, и от того, насколько качественно оно сформировано, во многом зависит успешность всего дальнейшего обучения. Во-вторых, именно для данного возраста учебная деятельность является ве¬дущей и важно к концу обучения в начальной школе придать учебной мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.
Однако практика показывает, среди младших школьников преобладают учащиеся, у которых учебная мотивация не достаточно сформирована, школа привлекает таких детей больше внеучебными сторонами, интерес к учебной деятельности зачастую не развивается, а снижается от 1 к 4 классу (З.В. Абаленская, Т. В. Архиреева С.Ф Хазиева, Г.Р.Шагивалеева и др.)
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью фор-мирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников и недостаточным уровнем ее сформированности на практике. Данная проблема определила тему нашего исследования «Мотивы учебной деятельности обучающихся начальных классов».
..........
Глава 1. Теоретическое исследование связи между мотивами учеб-ной деятельности обучающихся и этапом обучения в начальных классах
1.1. Понятие «мотивы учебной деятельности»
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Мотивация является сложным многоуровневым регулятором жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности.
Мотивационная система человека имеет сложное строение, а не является простым рядом заданных мотивационных констант. Она включает в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения [12] .
Из вышеизложенного следует, что мотивация - это сложная, много-уровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потреб-ности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» [2, с.46].
И.А. Зимняя, отмечает, что в контексте теории деятельности А.Н. Ле-онтьева термин «мотив» употребляется не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее [111, с. 243]..........