Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Знакомство детей дошкольного возраста с декоративными промыслами на примере филимоновской игрушкой
Введение
Актуальность темы. Основополагающим элементом, “материальной основой” (А. Макаренко), “жизненным нервом” игры (Ю. Аркин) есть игрушка — вещь, назначенная детям для игры. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного обучения дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать интересное, узнают устои, обычаи, индивидуальности жизни, быта, переходящие из поколения в поколение, усваивают идеалы красоты.
Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности, творческой деятельности детей. Традиционные игрушки разных народов издавна используют с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Во время игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает социальный опыт. Игрушка является средством передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.
Умственному воспитанию детей особенно способствуют дидактические (обучающие) игрушки. Используя их, дошкольники учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.
............
1. Теоретические аспекты декоративно прикладного искусства при ознакомлении с дошкольниками в ДОУ.
1.1 ДПИ как вид изобразительного искусства в работе с детьми
В всеобщей народной культуре важную роль играет декоративное искусство – широкая область искусства, художественно-эстетически формирует материальную среду, созданную человеком. К нему принадлежит один из видов – декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство делится на много видов, например: монументально-декоративное искусство, что непосредственно связано с архитектурой, – это декоративные росписи, витражи, мозаика, скульптура и др.; оформляемое искусство – это художественное оформление городов, сел, демонстраций, экспозиций выставок, стендов, витрин и тому подобное.
Чаще всего для определения сущности декоративно-прикладного искусства используется название – народное искусство, ведь декоративно-прикладное искусство – это искусство широких масс, возникшее в процессе трудовой деятельности народа и неразрывно связано с его жизнью и бытом.
Археологические исследования свидетельствуют о высоком уровне культуры народов, которые этнически были предками россиян и оставили своим потомкам изделия народных умельцев из глины, металла, камня.
Понимание “прикладного” в понятии “народное декоративно-прикладное искусство” объясняет П.И. Гаврилюк: “Живя на лоне природы, человек труда училась у природы законам целесообразности, гармонии, совершенства. Этого человека окружал мир вещей, простых и привычных, как сама природа: скамейка, на котором удобно отдыхать, глиняная миска, в которой каша кажется особенно вкусной.
........