Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование мотивации достижений у детей 7-9 лет по средствам фигурного катания (1 и 3 глава)
Изменения экономических, социальных и культурных условий существования, происходящие в России, вызывают пересмотр жизненных принципов и ценностей каждого человека, потребность в воспитании нового активного, целенаправленного молодого поколения. В связи с этим, образовательное пространство уделяет значительное внимание социально-психологическим особенностям развития мотивации достижений среди учащихся разного возраста. Особенно актуальнойэта задача является по младшему школьному возрасту, когда ведущей деятельностью становится учеба.
Важность изучения мотивов учения является общепризнанным, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Мотивация учения по значимости является вторым после способностей фактором, определяющим уровень достижений...
В учебных заведенияхсовременного типа, не смотря на проводимые реформы, существует много трудностей, среди которых одними из важнейших, выступают проблемы учебной и спортивной мотивации.Необходимость повысить качество и успешность убудущих спортсменов,сформировать устойчивый интерес к познавательной и спортивной деятельности. Отсутствиеу детейспортивной и учебной мотивации, котораяпроявляетсявнежеланииучиться, тренироваться, посещать тренировки, в отсутствии интереса к спортивной деятельности и школьных занятий, преобладании негативных эмоций, страхах, тревожности, непонимании содержания обучения и тренировок приводят к тому, что ребёнок не может добиться успехов ни в спорте, ни в учебе[45].
В дальнейшем этот неуспех может экстраполироваться на другие виды деятельности, особенно, связанные с процессом приобретения новых знаний. Успешность в спорте и учебе зависит от мотивации потребности в достижении. Ребенок должен поставить перед собой цель, достижение которой приведёт его к успеху...
Мотивация достижения проявляется в желании субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важным. В качестве деятельности достижения могут выступать интеллектуальная, спортивная, трудовая деятельность, а также деятельность, направленная на воспитание ребёнка, помощь другим или приобретения любых социальных умений.
Однако наиболее более исследованной остаётся мотивация к достижениямвобласти решения интеллектуальных задач Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных путей достижения. Это - потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегание вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания В младшем школьном возрасте мотивация к достижениям формируется именно в процессе становления ребёнка школьником. Мотивация избегания неудач у младшего школьника обусловлена, в основном, расхождением в оценках учителя и оценках, ожидания родителями. При значительном расхождении оценок учителя и родителей у ребёнка появляется чувство неуверенности в своих силах, что приводит к снижению результатов обученности. При регулирующей функции образ двигательного действия является не только и не столько программой, сколько эталоном, образцом, с которым фигурист сопоставляет собственное реальное исполнение. Если сравнение не в пользу фигуриста, он продолжает совершенствовать технику катания...