Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной социокультурной ситуации кризиса духовно-нравственных ценностей, гражданской пассивности ограниченности интеллектуальных интересов одной из важнейших проблем, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, является проблема перехода системы обучения и воспитания на новый, качественно иной уровень. В этом отношении развитие звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста рассматривается отечественной наукой в качестве одного из стержневых направлений в системе дошкольного образования.
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разработана целостная концепция модернизации образования, согласно которой доминирующей идеей дошкольного образования, одновременно с социально-коммуникативным, познавательным, физическим и художественно-эстетическим воспитанием, является речевое развитие дошкольников на основе системно-деятельностного подхода [42].
Проблема недостаточности речевого развития современных дошкольников имеет комплексный характер и является обусловленной целым рядом объективных и субъективных причин социокультурного, психологического и педагогического свойства.
Изучение закономерностей развития звуковой культуры дошкольников посредством дидактических игр, как комплексная научная проблема, всегда находилась в центре внимания ведущих дисциплин гуманитарного цикла: теории и методики обучения, педагогики, психологии, лингвистики и т.д. Фундаментальное отражение рассматривая проблема нашла в концептуальных работах известных классиков методической мысли: Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, Л.Н. Толстого, А.Д. Алферова, Л.В. Щербы.
В ХХ веке четко были обозначены два основных подхода к анализу процесса речевого развития:
..............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Особенности развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Развитие речи детей дошкольного возраста всегда рассматривалось отечественной наукой в качестве одного из стержневых направлений в системе дошкольного образования. Проблема развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста имеет комплексный характер и является объектом пристального внимания целого ряда дисциплин гуманитарного цикла:
лингвистики – занимается вопросами фонетического и фонематического строя речи, способов звукового оформления значимых единиц языка, интонационных средств речевой выразительности (фундаментальные труды А.А. Реформатского, Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, А.Д. Алферова, В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Л.П. Федоренко, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др.);
психологии – изучает закономерности речевого развития детей в разные возрастные периоды, принципы взаимодействия языка и мышления, речевой и познавательной деятельности ребенка (исследования Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, Дж. Брунера, А. Бине, А. Маслоу, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Д.Б. ЭльконинаА.Р. Лурии, З.М. Истоминой, В.А.Венгера и т.д.);
дидактики – анализирует процессы взаимовлияния речевого развития и духовно-нравственного, а также художественно-эстетического становления личности ребенка (работы К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, Л.В. Занкова, Г.И. Щукиной, Н.В. Бордовской, Т.А. Ильиной, Н.Г. Морозовой, Е.В. Коротаевой, И.С. Якиманской,Л.П. Аристова, Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Р.А. Низамова, А.Н. Поддъяков,Т.И. Шамовой, Н.Е. Щурковойи др.);
..........