Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации как средство формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы развития экологических представлений остаются актуальными в наше время в связи с возникновением новых экологических катастроф. Каждый
человек должен понимать, что все сферы – люди, животные, растения – тесно взаимосвязаны, поэтому нам необходимо беречь и охранять их.
Экологические представления формируются у человека в результате восприятия объектов и явлений природы и взаимосвязей между ними. Развивать экологические представления необходимо с дошкольного возраста, при этом дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения, знать взаимосвязи, которые существуют между ними.
Такие современные психологи как С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др. отмечают, что старший дошкольный возраст является важным периодом для общего развития личности ребенка и формирования у него экологических представлений и сознания.
Эффективность формирования экологического сознания дошкольников зависит так же от оптимальной организации пространства развития дошкольника. Наличие развивающей предметно-пространственной среды, является одним из важных условий формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.
....................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме формирования экологических представлений у старших дошкольников уделяют внимание такие ученые, как Н. А. Рыжова [39], С. Н. Николаева [30], В. А. Зебзеева [11], О. В. Дыбина [10], О. А. Соломенникова [44] и многие другие.
Старший дошкольник характеризуется рядом особенностей, позволяющих педагогу осуществлять процесс формирования экологических представлений достаточно эффективно. Так, в 5-6 лет дошкольник имеет уже некоторые представлений об устройстве природного и социального окружения, нравственных качествах, у них уже формируются привычки культурного и организованного поведения. Педагог Коменский Я.А. отмечал, что именно для детей старшего дошкольного возраста характерна возрастающая любознательность, образность мышления, произвольность запоминания, развитие мышления, способность не просто слушать взрослого, а слышать его, не только видеть, но и наблюдать, сравнивать, замечать, анализировать поступающую информацию [28, с. 61].
А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Старшие дошкольники способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения [10, с.121].
............