Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование культуры речи у дошкольников 5-6 лет
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст - важный период, когда происходят существенные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется звукопроизношение, значительно расширяется словарный запас, дети начинают использовать в речи развернутые, грамматически правильно оформленные фразы. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Если к 5-6 годам ребенок не достигает определенного уровня овладения родным языком, то существуют предпосылки к нарушениям речевого развития, которые не могут быть в полной мере преодолены на последующих этапах развития.
Л.С. Выготский, Н.В. Дубровинская, Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова, Г.Ф. Кумарина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, Д.А. Фарбер и др. рассматривают речь как сложную функциональную систему, формирующуюся под влиянием среды по законам условно - рефлекторной деятельности, которая является одним из важных условий психической жизни человека, обеспечивающей функции общения, познание окружающего мира и адаптации к окружающей среде. При дальнейшем становлении личности высокая культура речи, хорошее значение и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией в общественной жизни и творческой деятельности.
................
1. Теоретические аспекты формирования культуры речи дошкольников
1.1 Понятие культуры речи
Определение термина «культура речи» следует начать с определения его составляющих
С «Словаре терминов» Ю.В. Рождественского культура определяется как деятельность, которая обеспечивает устойчиво- продуктивную жизнь общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов деятельности [30]. Т.И. Иванова отмечает, что в современных исследованиях культура понимается как определенная форма человеческих отношений, опредмеченная ценность [18].
Из вышесказанного следует культура является деятельностью, процессом особого общения людей. Результаты этой деятельности представляют собой явления культуры. Культура – это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность.
Культура является системой достижения человека во всех отраслях жизни, которая появляется и развивается благодаря целенаправленной и осознанной деятельности человека и общества в материальной и духовной сферах. Эта деятельность носит объединяющий коммуникативный характер, направленный на достижение высшего уровня качества, и потому сопровождается системой ограничений, благодаря которым происходит целенаправленный отбор достойного для продолжения и развития [18].
.........