Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие связной речи старших дошкольников с использованием дидактических игр
Введение
Актуальность исследования.
Все люди умеют говорить. Однако правильной речью владеют единицы. Во время разговоров с другими человек использует речь, как средство передачи собственных мыслей. Речь является одной из важнейших человеческих потребностей и функций. Только благодаря общению с другими людьми человек может реализовать себя как личность.
Современное время – эпоха развития компьютерных технологий, доступа к информационному пространству. Большая часть детей использует всевозможные компьютерные средства для своего развития: компьютеры, гаджеты, но все больше встречается детей с речевыми нарушениями. Причина этого кроется в том, что современные родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. К тому же, современные дошкольники и сами часто предпочитают проводить время за гаджетом, чем общаться со взрослыми, сверстниками, играть в совместные игры, развивать мелкую моторику рук.
На сегодня проблема развития речи дошкольников ? одна из актуальных, т.к. процент детей, имеющих различные речевые нарушения стабильно высок. У дошкольников часто встречаются темповые задержки речевого развития. Современные дети склонны к децелерации, т.е. замедленному темпу интеллектуального и физического развития. Нескомпенсированные нарушения речи в будущем станут причиной школьной неуспеваемости и непониманию детей окружающими. Проблемы современных дошкольников заключаются в том, что чаще всего у них имеет место комплексное отставание речевых компонентов, не отдельное нарушение структурного компонента речи.
.................
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста.
1.1. Психологические основы формирования связной речи дошкольников.
Современная психология рассматривает модель речевого процесса в качестве многоуровневой иерархической системы, в которой выделены три уровня (Н.В. Елкина):
– элементарные внутреннеречевые операции, связанные с применением лексических элементов в речи;
– оперирование синтаксическими, логико-грамматическими, вербальными клише, понятийными структурами;
– коммуникативные процессы, которые обеспечивают общение между людьми [2, c.142].
Последний представленный уровень является наиболее сложным, т.к. он подвергается многофакторным влияниям (личностным, прагматическим, ситуативным) по своей организации, поэтому для него требуется разработка специализированных методов.
Психологическая природа связной речи, а также ее становление и развитие раскрыты в трудах таких выдающихся отечественных психологов, как Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, А.К. Маркова, , А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др. По мнению Т. В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и других исследователей, связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, определяющей уровень умственного и речевого развития ребёнка.
..................