Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Кризисы роста в дошкольном воспитании
ВВЕДЕНИЕ
По признанию специалистов, период от рождения до поступления в школу является возрастом стремительного физического и психического развития ребенка. Это время формирования тех свойств, которые необходимы человеку в течение всей его последующей жизни, свойств, которые, собственно, затем и делают ребенка личностью.
Также важно помнить, что в этот период закладываются некоторые заделы на будущее ребенка, которые выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
В это время основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста. На это указывают специалисты такой отрасли научного знания как психология развития.
Первым в мире отдельным научным трудом по детской психологии стала книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». Свой вклад в становление детской психологии внес основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский. Большое значение для развития возрастной психологии имели идеи английского естествоиспытателя Ч. Дарвина, русского физиолога М.Сеченова. Проблемой выделения стадий развития личности в онтогенезе занимались К.Бюлер, З.Фрейд, Д.Дьюи, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский. Все они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и доказать причинно-следственные связи психического развития детей. В результате их деятельности появилось множество теорий развития личности. Среди них можно назвать теорию трех ступеней детского развития К. Бюлера, психоаналитическую концепцию З. Фрейда, идею демократической педагогики Дж. Дьюи, когнитивную теорию Ж. Пиаже.
....................
ГЛАВА 1. Специфика возрастного развития в дошкольном возрасте
1.1. Закономерности возрастного развития в дошкольном возрасте
Как известно, «психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании» . Специалисты указывают, что психология развития рассматривает также «влияние различных видов общения, обучения, различных культур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития» .
Понятие «развитие» имеет разное толкование у специалистов. В общем понимании развитие – это своего рода процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В психологии – это последовательные и закономерные изменения в психике и биологической природе человека. По словам Л.С. Выготского, развитие «есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» .
Б.Г Ананьев в психическом развитии видит взаимодействие природно-наследственных, социальных и воспитательных факторов. Такие авторы, как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев выдвигают другую версию развития, понимая его как процесс самодвижения, имеющего спонтанный характер, но у которого есть свои внутренние законы.
...............