Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Регуляция семьей агрессивного поведения сиблингов между детьми старшего дошкольного (5-6) и младшего школьного (7-8) возраста
ВВЕДЕНИЕ
Родители, имеющие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, часто сталкиваются с трудностями регуляции и контроля агрессивных проявлений между детьми. Вопрос адекватной регуляции и контроля агрессивных проявлений во взаимодействии детей данного возраста в семьях становится особенно значимым. Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей.
Проблема агрессии между детьми является основополагающей и для современного общества, и для психолого-педагогической теории и практики, так как существует динамичный рост агрессивных тенденций, повышение уровня насилия и жестокости у детей. Актуальность нашей работы заключается в том, что многочисленные наблюдения педагогов показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.
Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие. В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии.
...................
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
1.1. Понятие «агрессия» в современной науке. Подходы к изучению детской агрессии
Изучение проблемы человеческой агрессии восходит к начальному периоду формирования философского знания. В истории педагогики проблемы агрессивности у детей исследуются достаточно давно.
В нашу эпоху особенно значимы труды таких психологов, как Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц, которые инициировали постановку и возможные интерпретации проблемы человеческой агрессивности в ее современной форме. Их работы составили методологическую и концептуальную основу всех последующих разнообразных концепций и теорий по вопросу агрессивности человека, заложили установку междисциплинарного статуса данной проблемы.
В 60-е годы ХХ века установилась в педагогике новая методология, базирующейся на идее междисциплинарного синтеза. Отличительный ее признак – непосредственная связь классических и неклассических методов постановки, интерпретации, решения и объяснения проблемы детской агрессивности. Задача новой методологии – преодолеть недостатки сравнительного подхода (изучения агрессивности человека путем ее сравнения с агрессией животных), представить проблему детской агрессивности как самостоятельную, комплексную и актуальную, разрешение которой должно осуществляться благодаря использованию совокупных достижений комплекса наук о психологии человека [46, с. 76].
..............