Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Введение
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что для современной образовательной системы проблема эмоционально-нравственного воспитания детей чрезвычайно важна. Нравственное воспитание и развитие составляет ядро личности, ее основу. Вопрос эмоционально-нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились.
Проблема эмоционально-нравственного воспитания ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования нравственности широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Л. Кольберга, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории эмоционально-нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов эмоционально-нравственного воспитания. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса нравственности личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период дошкольного детства.
.....................
Глава 1. Изучение особенностей эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.1. Понятие эмоционально-нравственного воспитания в педагогической литературе
Дадим определение понятию нравственность.
Определение словаря практического психолога сводит нравственность по З. Фрейду к ограничению влечений, хотя очевидно, что любое ограничение и самоограничение должно иметь под собой какой-то осознанный и практический смысл [5].
Большая энциклопедия по психиатрии Жмурова В.А. сводит нравственность опять же к моральному кодексу общества, исключая любые другие аспекты [2].
Ещё более глубокое определение даёт словарь терминов по общей и социальной педагогике, приравнивая нравственность к особой форме общественного сознания, не расшифровывая при этом типа общества и его доминирующей идеологии [8].
Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами. Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми.
И, пожалуй, наиболее глубокое определение нравственности даёт Словарь Ожегова, который напрямую соотносит нравственность с глубоко внутренними духовными качествами человека, как институциональными [21].
...........