Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Разработка методов работы учащихся с художественными памятниками поэзии и музыки".
Актуальность курсовой работы обусловлена тем фактом, что приобщение к искусству (музыке, живописи) и художественной культу¬ре необходимо считать приоритетным для образования в целом. Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность мно¬гих художественных влияний помогает формированию эстетиче¬ской культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот про¬цесс становится основой его личности. Трудно переоценить зна¬чение воздействия искусства на общее психическое развитие ре¬бенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.
Способность искусства оказывать гармонизирующее влияние на человека, целостно, разносторонне воздействовать на личность и гуманистически ее преобразовывать отмечали древнегреческие мыслители (Пифагор, Аристотель, Платон), немецкие философы (Кант, Гегель, Шиллер), отечественные исследователи (А.Г. Заховаева, О.А. Кривцун, Е.И. Кубанцева, А.Н. Малюков, Л.Н. Столович).
Основной задачей системы дополнительного образования является воспитание всесторонне развитой гармониче¬ской личности. В связи с этим особую важность приобретают учебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения, приобщающие к общечеловеческим ценностям, позволяющие прикоснуться к, миру прекрасного, созданному человеком в течение тысячелетий.
Забота о становлении и раскрытии личностных качеств ребенка гармонирует с любым учебным предметом, но в значительной мере касается художественно-эстетического цикла: литературы, музыки. Именно эти дисциплины в силу специфики их содержания способны формировать внутренний мир растущего человека. Понятно также, что без комплексного использования всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, творческая деятельность) и интеграции содержания общих гуманитарных предметов – сложная и социально важная задача формирования личности вряд ли достижима.
В настоящее время образовательная политика направлена на создание реальных условий, способствующих творческому развитию личности, умеющей быстро адаптироваться к изменяющейся жизни и самореализовываться.
Для осуществления указанной стратегии необходима дальнейшая разработка педагогических проблем, в частности, совершенствование теории и практики музыкального и поэтического образования учащихся, что является основой формирования музыкальной и поэтической образованности выпускников школ, а также повышение профессиональной квалификации педагогов-исследователей и учителей-практиков, преподающих основы музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях. В конечном итоге, обеспечение высокой музыкальной и поэтической грамотности педагогов, а через них и подрастающих поколений, даст возможность в перспективе поднять уровень музыкальной и художественной культуры всего общества.
Основная же цель музыкального воспитания состоит в том, чтобы научить эмоционально, «адекватно» художественному содержанию воспринимать музыкальные сочинения, а, следовательно, «научить мыслить на языке искусства музыки». Во всех звеньях музыкального образования это «сверхзадача» решается комплексно, но в первую очередь, целенаправленно на занятиях по литературному чтению.
Особую значимость для изучения истории общего музыкального образования имеют исследования В.Д.Булгакова, Л.А.Воловича, Е.М.Галишниковой, Г.М.Кантора, Г.И.Королевой, Г.А.Петровой, Е.К.Шулюпиной, Т.В.Шуртаковой, Г.К.Вайды-Сайдашевой, Е.К.Карповой, А.Л.Маклыгиным, С.Н.Михайловой, Е.В.Порфирьевой, Г.Р.Сайфуллиной, Ф.Ш. Салитовой, В.Н.Юнусовой.
Цель курсовой работы – практическая разработка фрагментов уроков с применением методов работы учащихся с художественными памятниками музыки и поэзии в общеобразовательной школе.