Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Особенности формирования характера дошкольника."
Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.
Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям своего развития. Но далеко не всякое отношение становится чертой характера. Ею является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, настойчивость и многие другие черты характера представляют укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе.
Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Для определения характера каждого человека надо знать проявления его типичных отношений к тем или иным сферам жизни. Иной человек в обыденных ситуациях представляется как обладающий сильным характером, но тот же человек обнаруживает свою полную бесхребетность, когда дело коснется принципиального плана. Весь вопрос в том, в какой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера.
Характер человека - и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обуславливая поведение, он в поведении же и формируется. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции - будущая черта характера. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
Формирование характера - самая важная задача, когда-либо стоявшая перед человеком, и никогда прежде тщательное исследование этого вопроса не было столь важным, как теперь. Ни одному из предыдущих поколений не приходилось решать такие важные задачи, никогда прежде молодые люди не подвергались таким большим опасностям, как сегодня. Формирование характера начинается уже с раннего возраста и основные проявления формирования характера начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
В нашем исследовании мы будем рассматривать процесс формирования характера в ходе общения детей со сверстниками и взрослыми в игровой и повседневной деятельности, так как для дошкольного возраста это является ведущими видами деятельности.
Целью нашего исследования является рассмотрение особенностей формирования характера дошкольников.
Объект изучения - характер детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования характера дошкольников.
Гипотеза исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что недостаточно сформированный уровень общительности негативно сказывается на взаимоотношениях с окружающими и развитие особенностей характера.
В соответствии с определенными целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть сущность, строение и классификации характера;
2.выявить особенности формирование характера у детей и пути его воспитания;
3.провести экспериментальное исследование особенностей формирования характера дошкольника
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: МОУ д/с №319 г…………