Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме опосредованная память и ее развитие
Для того, чтобы оперировать какой-либо информацией, категориями, понятиями и т.п. необходимо прежде всего сохранить их в памяти.
Память - психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, пережил, воспринял. По характеру психической активности, особенностям запоминания память подразделяют по видам на двигательную, эмоциональную, наглядно-образную и словесно-логическую.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений в комплексе. Признаком хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость человека, быстрое и точное овладение физическими упражнениями, приемами владения оружия и боевой техникой. Необходимо всемерно развивать этот вид памяти как основу высокого воинского мастерства.
Эмоциональная память - это память на чувства. Страстность, эмоциональная выразительность речи, использование ярких, берущих за душу примеров, способствует лучшему усвоению материала.
Наглядно-образная память - память на представление. Разновидностями образной памяти являются зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти.
Словесно-логическая память - память на знание в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек, обладающий этим видом памяти, не прикладывает усилий для запоминания дат, фамилий. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям.
Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Память каждого человека может развиваться и совершенствоваться. Если человек не ставит себе целью запомнить материал, он может множество раз прочесть текст, не сохранив ничего в памяти. Продуктивность смысловой памяти в 20-25 раз выше продуктивности механической, поэтому выгоднее больше времени затратить на осмысление материала, нежели на зазубривание. Установлено, что после зрительного восприятия в памяти остается 30% информации после слухового - 10. после того и другого - 60%, интересный материал запоминается лучше, легче; краткий, четко изложенный - быстрее; более знакомый, или более тесно связанный со знакомым запоминается легче, чем совершенно новый. Большое значение в развитии памяти имеет тренировка в сложных, быстро меняющихся условиях: помогает запоминанию сочетание разных способов восприятия: чтение, вычерчивание схем, использование моделей, графиков и т.д.
Память развивается в тесном единстве со всеми психологическими познавательными процессами.
И М. Сеченов, сравнивая память человека с фонографом (в современном представлении-магнитофоном), указывал, что существенное свойство человеческой памяти состоит в классификации, отборе и переработке воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления внешнего мира усваиваются и воспроизводятся человеческим мозгом Способность полностью воспроизводить все впечатления внешнего мира, действующие на наши анализаторы, является патологией памяти У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке.
Этот процесс переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений тесно связан с другой особенностью или чертой человеческой памяти, а именно с опосредствованным характером запоминания. Отбирая нужное, существенное, подлежащее сохранению, человек пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала - это высший уровень запоминания. В некоторых учебниках говорится о механической и логической (или смысловой) памяти как о двух разных способностях Правильнее, однако, говорить не о видах памяти, а об уровнях ее развития. Если в раннем детстве нормальный ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он все более Широко пользуется опосредствованными способами запоминания.
Эта особенность человеческой памяти применительно к детям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании А. Н Леонтьева В том же исследовании показано, что опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.
Цель исследования - изучить особенности опосредованной памяти и ее развития.
Объект исследования - опосредованная память.
Предмет исследования – развитие опосредованной памяти.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы функционирования и развития опосредованной памяти.
2. Изучить особенности нарушений развития опосредованной памяти.
3. Изучить особенности диагностики опосредствованного запоминания (по Леонтьеву).
4.Провести экспериментальное исследование развития опосредованной памяти детей с нормальным и нарушенным развитием.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей, например, с речевыми патологиями, уровень развития памяти в целом и опосредованной памяти, будет значительно ниже, чем у сверстников с нормальным развитием речи.
База исследования: МОУ СОШ № 1324 и специализированная коррекционная школа для детей с речевыми патологиями г. Москвы.