Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Урочные формы занятий гимнастикой в школе
Современный этап развития образования предъявляет повышенные требования к специальной профессионально-педагогической подготовке учителя - предметника средней общеобразовательной школы, в том числе и по физической культуре.
В настоящее время важнейшей задачей педагогического процесса подготовки учителя физической культуры следует рассматривать формирование высокого уровня его профессионализма, готовности решать сложные педагогические проблемы, связанные с обучением, воспитанием и оздоровлением школьников.
Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя физической культуры, требует эффективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в высшем педагогическом образовании, изменения структуры и содержания специальной гимнастической подготовки студентов факультетов физической культуры, обновления программы для общеобразовательной школы по физическому воспитанию и по гимнастике в частности, поднятию их на более качественный и профессиональный уровень
Оздоровление подрастающего поколения в России является важнейшей государственной задачей, обеспечивающей подготовку школьников к эффективной общественно полезной деятельности, в реализации которой ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе.
Школьная программа предусматривает несколько разделов по физическому воспитанию, одним из них является "Гимнастика". Гимнастические упражнения - это одна из основных частей содержания уроков физической культуры, а также физкультурно-оздоровительных и самостоятельных занятий школьников (С.А. Баранцев, Г.П. Богданов, А.А. Гугин, А.Н. Мартовский, Н.К. Меньшиков, И.Т.Осипов, И.Б. Павлов, В.Д. Палыга, П.К. Петров, В.И. Филиппович, В.П. Филин, A.M. Шлемин и др.).
Исследования, проводившиеся нами в разное время, пролонгированные наблюдения за процессом обучения учащихся гимнастике выявили устойчивую тенденцию снижения целого ряда показателей физического развития, специальной гимнастической подготовленности, нарушения правильной осанки школьников и, как следствие, ухудшение их здоровья (В.Д. Баранов, В.И. Гурьев, М.Н. Жуков, К.Ф. Кун, Н.А. Котяткин, Е.Н. Марков, Ю.Г. Сипягин, И.К. Сипягина, Г.Е. Ступина).
Результаты неуклонного снижения показателей физического развития и физической подготовленности учащихся выявлены в многочисленных исследованиях (И.М. Бутин, И.А. Бутина, Е.И. Зеркалина, Т.И. Никитина, В.Я. Русин, О.Н. Трофимов, К.В. Ткачев), которые отражали итоги наблюдений за показателями школьников не только Ярославской, но и Костромской, Вологодской и Тверской областей. Результаты исследований сравнивались с данными обследований школьников других регионов и публикациями в центральной печати .
Авторы отмечают, что тенденции в ухудшении здоровья учащихся, снижение уровня физической подготовленности и физического развития наблюдались практически повсеместно, хотя и в разной степени. По статистике, в среднем по стране около 44 % школьников страдают от различных видов хронических заболеваний, 22 % имеют гипертоническую реакцию, у 20 % учащихся старших классов отмечается повышенное артериальное давление, более 60 % учащихся имеют нарушения осанки.
В существующих программах по физической культуре для общеобразовательной школы в разделе "Гимнастика" очень кратко представлен практический материал по строевым приемам, элементам акробатики, отдельным упражнениям в висах и упорах, где
совершенно отсутствуют упражнения типа комбинаций, в составлении которых многие учителя физической культуры испытывают затруднения.
В связи с вышесказанным необходимо заметить, что и в программах педагогических университетов и институтов на факультетах физической культуры по дисциплине "Гимнастика" назрела необходимость применения новых технологий по совершенствованию, корректировке, дифференциации и системном подходе в обучении студентов, особенно по практическому курсу «Гимнастика с методикой преподавания», который является базовым в профессиональной подготовке учителя физической культуры общеобразовательной школы, преподавателя колледжа, института и университета.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителей физической культуры к преподаванию гимнастики в школе.
Предмет исследования: теоретико-методические основы профессиональной подготовки учителей физической культуры к преподаванию гимнастики в школе.
Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что профессиональная подготовка учителя физической культуры к преподаванию гимнастики в школе представляет собой целостный педагогический процесс, ядро которого составляет дифференциация этой подготовки, осуществляемая на основе тендерных, возрастных и физиологических различий студентов. Эффективность такой подготовки может быть существенно повышена, если
- обучение проводится на основе предлагаемых образцов учебных комбинаций, зафиксированных при помощи технических средств обучения;
- в основе организации профессиональной подготовки школьников лежат следующие принципы: реального показа образца гармоничного
исполнения гимнастических упражнений, мотивации занятий гимнастикой, рефлексии профессиональной деятельности. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить содержание подготовки будущих учителей физической культуры к преподаванию гимнастики в школе.
2. Разработать и внедрить новую учебную программу по гимнастике для общеобразовательной школы.