Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Дж. Кейнс о заработной плате, динамике цен и роли процентной ставки в макроэкономике
В наше время существуют различные направления и школы экономической теории, занимающиеся исследованием проблем макроэкономической стабильности, в том числе и роли денег в ее обеспечении.
Джон Мейнард Кейнс... Биографические вехи выскакивают, подобно узловым станциям в движении литерного поезда: "родился, - был учеником того-то, - написал то-то, - скончался тогда-то". Для многих и этого более чем достаточно. Для многих, но не для экономистов.
Что же сделал для экономической науки человек по фамилии Кейнс? Почему на каждом перекрестке мировой экономической мысли развешены указатели: это - "посткейнсианство", а это - "неокейнсианство", а вот это - "ортодоксальное кейнсианство"? Наконец, что за шумное многочисленное интеллектуальное потомство, заслонившее своими опусами Сочинение самого Учителя?
Увы, - с каждым великим экономистом происходит одно и то же: читают не его работы, а разъяснение его вклада в экономическую науку, чем промышляют сотни экономистов. В результате этих разъяснений возникает какой-то странный "Кейнс-интерпретированный" (который, кстати, имеет с реальным столько же общего, как, например, реальный Маркс - с "Марксом- интерпретированным").
Между тем объективную характеристику концепции Дж. Кейнса (как, впрочем, и концепции любого иного экономиста) может дать только политико-экономическая оценка, то есть оценка, осуществленная с позиций великой экономической науки - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. Это объясняется тем, что политическая экономия - единственная из всех отраслей
современного экономического знания, которая обладает методологическим аппаратом научной компаративистики (или, более развернуто, - обладает возможностью объективного сопоставления степени соответствия логических конструкций систем общественного производства реальным формам общественной экономики).
О Джоне Мейнарде Кейнсе слышали даже те, кто "экономику" не в состоянии отличить от "производства". Сегодня Джон Кейнс в полной мере разделяет удивительную участь каждого великого человека - все его почитают, но мало кто читает.
Вторая половина ХХ века стала "эпохой кейнсианства": идея оптимизации общественного производства посредством его государственного регулирования оказалась плодотворнее марксовой только потому, что не отвергала основу эффективной экономики - частного предпринимательства.
В этом году исполняется 65 лет первому изданию знаменитой книги Дж.Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" и 55 лет кончины её великого автора. Современная экономика, в том числе и российская, слишком многим обязана Дж.Кейнсу и его книге, чтобы забыть об этом.
Общая теория Кейнса принадлежит к числу тех немногих работ, которые в каждую историческую эпоху должны быть прочитаны по-новому. А это значит, что роль этой книги еще не сыграна до конца.
Критики Кейнса иногда утверждают, что его теория применима только в условиях, когда государство решает проблемы ускоренного экономического роста или преодоления глубокой депрессии. Даже если это верно, теория Кейнса остается актуальной для анализа российской экономики и обоснования экономической политики России. Однако далеко не все экономисты на Западе согласны с тем, что теория Кейнса утратила актуальность для развитых стран. Так, Джеймс Тобин пишет: «Критически важные спорные проблемы макроэкономической теории остаются сегодня теми же, как и 60 лет назад, когда Джон Мейнард Кейнс восстал против того, что он называл «классической» ортодоксией. Как старый кейнсианец, я весьма обеспокоен широким распространением в современной литературе тех самых доктрин (причем, высказываемых в наиболее агрессивной форме), в борьбе против которых я участвовал во времена кейнсианской революции как студент-волонтер». Доктрины, претендующие на то, чтобы сменить кейнсианство в качестве ведущего теоретического направления, нередко оказываются лишь хорошо (или плохо) забытыми старыми теориями, причем сформулированными в наиболее упрощенной, абстрактной и конфронтационной форме.