Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Сотрудничество семьи и школы в приобщении подростков к здоровому образу жизни.
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья, воспитания детей и подростков по формированию у них умений навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и обществе в целом.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ двигательной активности, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Формирования здорового образа жизни является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для российского образования. Перед специалистами разного профиля стоит задача разработки научно обоснованных и эффективных программ работы школы по обучению и воспитанию в области здоровья.
Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодёжной субкультуры. Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с наркотиками - 11 – 17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 8 – 10 лет.
Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Курение, алкоголь и наркотики наносят вред и здоровью молодежи. Выше изложенные факты обосновывают необходимость формирования сознательного отношения к здоровому образу жизни (З.О.Ж.).
Школа, ратующая за прогресс и совершенствование методов преподавания, это также школа, заботящаяся о своей политике в отношении З.О.Ж.. Учащиеся должны учиться независимо, а школа несёт ответственность за создание нужной атмосферы, создавая благоприятные условия и предоставляя все возможности. Школа должна дать ученикам возможность научиться делать самостоятельный выбор.
Формирование здоровой личности на социальном уровне предполагает работу с экосистемами ребёнка и его семьи: референтные группы ребёнка, коллектива школы, «значимые взрослые» учителя, воспитатели, специалисты, группы сверстников для подростка. Работа на этом уровне предполагает формирование ментальных ценностей здоровья и здорового образа жизни в пространстве школы, рекламу здоровой, успешной личности, здоровых отношений, здорового активного образа жизни.
Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает принятие и трансляция учителем ценностей и моделей поведения, соответствующих здоровому образу жизни.
Таким образом, сложившаяся в обществе ситуация требует принятия неотложных мер для разработки программ профилактики нового поколения – программ обучения здоровому поведению, здоровому жизненному стилю.
Цель исследования. Определить педагогические условия взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни.
Объект исследования. Формирование здорового образа жизни.
Предмет исследования. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков.
2. Определить условие формирования здорового образа жизни у подростков.
Методологической основой исследования послужили научные труды и разработки российских учёных и педагогов (А. Ф. Бойко, С. В. Барканов, Л. В. Баль, Н. Я. Белобородова, А.Г.Ильин, и др.)
Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методы:
1.Анализ теоретической литературы по теме здорового образа жизни.
2.Изучение и обобщение опыта педагогической работы классного руководителя с детьми и с родителями по формированию здорового образа жизни.
Новизна исследования. Разработаны методические рекомендации по реализации здорового образа жизни при взаимодействии семьи и школы.
Практическая значимость. Результаты и материалы исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями.