Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством литературных произведений
Введение
Тема сформированности и развития эмоциональной сферы индивидуума приобретает в настоящее время все большую актуальность. Особенно это ак-туально для развивающейся личности, каковой является ребенок дошкольного возраста.
Атмосфера современного дошкольного воспитания складывается из сово-купности мероприятий по развитию умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования не только к психи-ческой конституции, интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его лич-ности, прежде всего к ее социально-психическому уровню. В условиях пре-дельной нагрузки и перегрузки будущего перехода в образовательное учрежде-ние, поступления в первый класс велика вероятность возникновения эмоциональных перегрузок, которые могут привести к самым неприятным последствиям, вплоть до психосамотических заболеваний.
Эмоциональная неразвитость, черствость, даже эмоциональная тупость возникает тогда, когда ребенок не получает эмоционального ответа на свое су-ществование и деятельность со стороны взрослых, тогда овладение своими собственными эмоциями по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным.
Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онто-генеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошколь-ного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвое-нию новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллективе сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его со-переживания другому.
Исходя из вышесказанного, можно считать тему данной работы актуаль-ной для состояния современной психологии развития.
Условия формирования эмоциональной сферы дошкольников рассмат-ривали многие психологи: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.Г. Баженов и другие. В качестве таковых назывались: насилие со стороны взрослых, нарушения в развитии интеллектуальной сферы, нарушение соци-альных связей ребенка.
Цель исследования – изучить возможности использования художествен-ной литературы для формирования и коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности художественной литературы для формирования и коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в психологическх исследованиях.
2. Изучить психологические особенности эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста
3. Рассмотреть возможности художественной литературы для формиро-вания и коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
3. Изучить психодиагностику эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с помощью образов художественной литературы.
Методологическими основами работы послужили идеи отечественных исследователей о социально – культурной деятельности как основе развития в онтогенезе.
Теоретическими основами исследования - работы следующих извест-ных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.Г. Баженова и другие.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические: наблюдение, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении ма-териалов по проблеме профилактики неразвитости эмоционально - личност-ной сферы у детей дошкольного возраста, а именно: рассмотрены подходы к изучению эмоционально - личностной сферы у детей дошкольного возраста, изучены причины возникновения отклонений в эмоционально - личностной сфере у детей дошкольного возраста у младших школьников, проанализирова-ны психологические особенности эмоционально неразвитых детей.
Практическая значимость исследования в возможности её использова-ния воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов, педагогами-психологами и студентами педагогических ВУЗов на спецкурсах по выбору.
Экспериментальная база исследования:
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы, приложений.