Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Основные параметры внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Введение
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-сследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».
Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем, что внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности. О внимании принято говорить не как об изолированной психической функции, а в связи с другими познавательными процессами, поскольку оно делает их осознанными, целенаправленными, полноценными.
Внимание также связано со многими качествами человека, социальной направленностью личности. Поэтому поиск путей целенаправленного изучения внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем психологии.
Особенно актуальна данная проблема в аспекте дошкольного образования. Очень часто на занятиях в ДОУ слышен призыв педагога: «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ребенка нередко звучит: «Ему не хватает внимания» или «Все его ошибки от невнимания». Однако далеко не каждый педагог готов объяснить как быть внимательным, как развивать внимание. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса.
Для нормального психического развития детей в возрасте 6-7 лет наиболее характерны индивидуальные свойства личности ("невнимательность", "несобранность", "отвлекаемость"). Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.
Несмотря на большое число психолого-педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности детей, внимание дошкольников изучено недостаточно. На практике многие педагоги сталкиваются с серьезными трудностями в развитии и формировании внимания, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В связи с вышеизложенным, актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что она посвящена изучению внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста и возможностью его оптимизации средствами педагогической коррекции.
Объект исследования - процесс формирования внимания у детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия, факторы, методы и приемы развития внимания детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику педагогической коррекции внимания у детей старшего и среднего дошкольного возраста.
В работе решались следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы о формировании и развитии внимания детей старшего и среднего дошкольного возраста.
2.Изучение внимания детей старшего и среднего дошкольного возраста при помощи диагностических методик.
3.Разработка и проведение коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию внимания детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у детей среднего дошкольного возраста уровень развития внимания будет ниже, чем у старших дошкольников, что определит подбор и апробирование методики развития внимания дошкольников.
Методика и процедура исследования Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
В исследовании применялись следующие методики диагностики:
- «Корректурная проба» (оценка уровня развития концентрации и переключения внимания);
- «Таблицы Шульте» (определение устойчивости внимания, степени врабатываемости и эффективности работы);
- Методика изучения концентрации и устойчивости внимания в модификации Пьерона-Рузера.
Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №125 г. Москвы. В исследовании принимали участие 10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста.