Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Координация в организациях
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей зна¬ний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юрис¬пруденции и др. Изменения объективных условий функционирова¬ния организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для раз¬работки научного подхода к организациям, принципов и методов уп¬равления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разде¬ление функций и ответственности, принятие управленческих реше¬ний, математический аппарат процессов управления.
Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упоря¬дочению всех элементов определенного объекта во времени и простран¬стве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во мно¬гих других случаях организация рассматривается как объект, обладаю¬щий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются много¬образные связи (физические, технологические, экономические, пра¬вовые) и человеческие отношения. Организация как объект представ¬ляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свой¬ство организационной сложности) и особое единство с внешним ок¬ружением. Для нее характерна целенаправленность функционирова¬ния и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и по¬ложено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.
Разумеется, такой сложный организм, каким является современ¬ная организация, не может быть понят только с позиций рассмотре¬ния его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий под¬ход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению ус¬тановленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограни¬чения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, дости¬жение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.
Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа¬ции и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неод¬нозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассма¬тривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории уп¬равления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории — к ор¬ганизации или управлению - относится тот или иной постулат.
Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы ор¬ганизации в относительно самостоятельную область знаний. Исход¬ная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения уп¬равления. Такая позиция позволяет, на наш взгляд, глубже и всесто¬ронне исследовать закономерности и принципы построения органи¬заций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности их отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе со¬храняется объективно существующая связь и взаимовлияние органи¬зации и управления в рамках единого процесса целенаправленной де¬ятельности.
Интересы комплексного решения проблем организаций требу¬ют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой при¬роды. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-эко¬номическую структуру организации (индивидуумы с их способнос¬тями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, не¬формальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую струк¬туру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологи¬ческие правила).
Основополагающая задача теории организации — изучение влия¬ния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функцио¬нирование организации, на происходящие в ней изменения, на обес¬печение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (пси¬хологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.
Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь¬шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу¬ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо¬логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ¬ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред¬ственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и раз¬работке мотивационных методов, степени удовлетворенности рабо¬той, психологических аспектах процессов принятия решений, оцен¬ке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприим¬чивости.