Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний у взрослых людей были заложены в дошкольном возрасте. Именно поэтому физическое воспитание в дошкольном возрасте должно быть направлено на развитие здоровья ребенка, формирование у него представлений о здоровом образе жизни. Таким образом, приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, так как именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки.
Главным в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. Для того чтобы растить детей здоровыми, физически активными нужно глубоко знать ребенка, его индивидуальные и возрастные особенности развития в период дошкольного детства, уметь определять признаки, по которым можно судить об отклонении в самочувствии, о начале болезни.
В современных типовых и вариативных программах по физическому развитию дошкольников стоят задачи воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни, формирование представлений о валеологии, о безопасности жизнедеятельности, и многие другие.
.............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретические основы проблемы воспитания здорового образа жизни
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие «здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, В.Х. Василенко, В.П. Казначеев, В.В. Николаева, В.М. Воробьев) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида» [2, с.5].
Аналитический обзор литературных данных показывает, что проблемой формирования представлений о здоровом образе жизни занимались такие ученые как В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков (в области медицины и физиологии ЗОЖ), О. С. Осадчук (выделение благоприятных условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни) и другие.
В глубокой древности философы пытались сформулировать, что представляет собой здоровье человека. Самое раннее из определений здоровья — это определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний [2, с. 7].
В психологии существуют другие формулировки, рассматривающие, прежде всего, психическое здоровье: здоровье — обретение человеком своей самости, «реализация Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей [13].
..........