Выдержка из работы:
Введение
Тема дипломной работы «Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников».
Актуальность выбранной темы заключается в следующем:
Одной из ведущих проблем в работе со старшими дошкольниками является своевременная и полноценная подготовка детей к последующему обучению в школе. Причем речь идет не столько о приобретении детьми навыков и умений, необходимых для успешного обучения в школе (чтение, письмо и пр.), сколько о психологической готовности. Здесь на первый план выдвигаются три основных направления: развитие познавательных процессов, формирование позитивного отношения к школе и развитие коммуникативных навыков.
Актуальность формирования психологической готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста объясняется в первую очередь тем фактом, что от успешной адаптации в значительной мере зависит весь процесс обучения ребенка в школе. Таким образом, основные факторы психологической готовности влияют на успешность обучения ребенка в школе в последующем.
Однако даже высокоразвитые познавательные процессы не являются гарантом успешного обучения без формирования познавательного интереса.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
............
Глава 1. Воспитание интереса как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность и виды интересов
Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
......