Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что переход младших школьников от одной ступени обучения к другой связан с определенными трудностями, которые проявляются в недостаточной подготовке учащихся к решению новых задач. Создавшаяся ситуация указывает на необходимость оказания соответствующей помощи учащимся в процессе адаптации к новым условиям учебной деятельности и новым требованиям средней школы. Прежде всего, учащимся предстоит освоить методику преподавания разных учителей, научиться взаимодействовать с новым учебным коллективом и др. Кроме этого, возникают трудности и личного характера – смена привычной обстановки, изменение привычного состава одноклассников, смена представлений о себе как о «самом старшем» младшем школьнике на представление о себе как о «самом младшем» ученике среднего звена и пр.
Вся ситуация начала обучения в средней школе вызывает у ребенка определенные тревоги и волнения. Поэтому можно отметить, что для учащегося начало обучения в средней школе – ситуация, требующая адаптации, ведь его прежних ресурсов не хватает для того, чтобы полноценно существовать в новых условиях. Для успешного существования в новых условиях учащемуся необходимо развивать в себе новые ресурсы. В то время пока дети пытаются научиться действовать в непривычных для себя условиях обучения, взрослые зачастую ожидают от них готовности выполнять любые требования и в случае непослушания демонстрируют своё недовольство или раздражение. Подобное поведение взрослых вызывает у детей эмоциональное напряжение, опасения не оправдать возложенных ожиданий, страх быть нелюбимыми и отвергнутыми. Возникающие у ребенка в первые дни обучения в среднем звене чувства, такие как страх, тревога, обида, тоска, могут сформировать негативное отношение к школе, если ребенок не получит в этот сложный период адаптации поддержку от взрослых. Кроме того, в процессе перехода младших школьников в среднюю школу от учащихся требуется преодолеть как общие трудности, так и трудности, заложенные в учебной программе обучения. Главное – ребенок должен приобрести навыки, которые понадобятся ему в дальнейшем: уверенность в себе, устойчивость к стрессам и самостоятельность. Именно эти качества помогут ему во время еще более сложного периода – «переходного возраста» в 13-15 лет.
..........
Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования младших школьников по проблеме адаптации к средней школе
1.1. Теоретическая сущность процессов адаптации младших школьников к средней школе
Термин «адаптация» впервые был использован во второй половине XVIII в. немецким физиологом Г. Аубертом. Г. Ауберт с помощью данного термина обозначил изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей по типу приспособления.
Значительный вклад в понимание сущности адаптации человека внесли разработанные на фундаментальных положениях Л.С. Выготского об активности личности в деятельности и общении концепции:
- психологии деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.);
- психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и др.).[12]
Адаптируясь, личность реагирует всей своей структурой, стремясь к установлению или восстановлению нарушенного равновесия с социальной средой.
В процессе адаптации изменяется, прежде всего, содержание в наиболее динамичных подструктурах личности:
- в ценностных ориентациях;
- в «Я-концепции»;
- в психических состояниях личности.[12]
В случаях, когда адаптация развивается успешно, формируется адаптированность как сложное психическое образование − интегративное качество личности.
........