Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Время является фундаментальной базисной категорией и играет большую роль в познании человеком окружающего мира .
Актуальность исследования проблемы формирования временных представлений у детей обусловлено тем, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время.
Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие нормально развивающимися детьми. Тем более сложен процесс усвоения времени для детей с нарушением интеллекта.
У детей с нарушением интеллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений. Дефектное развитие ощущений и восприятий у детей с нарушением интеллекта затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления (М.Г. Аббасова , С.Г. Ералиевой, В.В. Эк и др.).
Анализ специальной литературы, касающейся проблемы изучения и фор¬мирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта дошко¬льного (Л.Б. Баряева, С.Г. Ералиева, Г.В. Макоедова, Б.И. Цуканов и др.) и школьного возраста (М.Г. Аббасов, М.В. Воронина, М.Ф. Гордеева, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.Н. Перова, Б.П. Пузанов, И.И. Финкелыптейн, Б.И. Цука¬нов, В.В. Эк и др.) дает возможность представить качественное своеобразие временных представлений и некоторые пути их формирования у детей младшего школьного возраста. Однако трудности восприятием времени имеют и подростки с нарушением интеллекта .
В связи с этим проблема исследования состоит в необходимости разностороннего изучения временных представлений у учащихся средних классов с нарушением интеллекта и разработки методики их формирования на уроках математики.
...............
Глава 1. Теоретические аспекты исследования формирования временных представлений у школьников с нарушением интеллекта на уроках математики
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушением интеллекта
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.
При нарушении интеллекта отмечаются диффузное (количественное) поражение коры головного мозга, а так же отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в психическом развитии
Педагогическим критерием для диагностики детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость 42.
У школьников с нарушением интеллекта чаще, чем у нормально развивающихся, имеются нару¬шения ощущений разной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций.
Зрительное восприятие школьников с нарушением интеллекта ха¬рактеризуется наибольшим своеобразием, которое неблагоприятно сказывается на возможности детей знакомиться с окружающим ми¬ром и познавать его.
Ученикам с нарушением интеллекта нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающимся сверстникам, для того, чтобы узнать знакомый объект. Это связано с замедленностью процессов анализа и синтеза, обусловленной существенным снижением по¬движности нервных процессов.
.........