Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ценностная ориентация подростков с девиантным поведением
Введение
Актуальность исследования: обусловлена тем, что в последние годы в современном обществе сохраняется высокий уровень подростковой преступности и фиксируется рост разных форм девиантного поведения: наркомания, табакокурение, употребление алкоголя. Этому во многом способствует и ценностная дезадаптация молодежи, вызванная экономическими, социальными, политическими и культурными факторами.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной социо-культурной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
Необходимость в регулировании поведения людей в социуме всегда будет актуальной, потому что возникает противоречие между потребностями человека и возможностями удовлетворения их.
Современные исследователи в области девиантологии: В.С.Афанасьев, Я.И. Гилинский, Б.М. Левин, М.Е. Позднякова, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский. Эти авторы отмечают, что девиантность является следствием разрушения ценностных ориентиров, что влечет за собой начало нечувствительности к правовой норме и социальный протест.
.....
Заключение
Учитывая актуальность проблемы девиаций в поведении в подростковом возрасте, было проведено изучение особенностей ценностных ориентации подростков с девиантным поведением в сравнении с ценностными ориентациями подростков с нормативным поведением. Для решения поставленных задач было проведено теоретическое и эмпирическое исследование.
Сегодня в психологической литературе девиантное поведение понимается как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К признакам девиантного поведения относятся несоответствие нормам морали или права, реальный ущерб для окружающих или самой личности, повторяемость, осуществление в рамках медицинской нормы и проявления социальной дезадаптации.
При этом одним из наиболее сензитивных периодов с точки зрения возникновения девиантного поведения является период подросткового возраста 11-15 лет. В этот период происходит бурное физиологическое, психологическое и социальное развитие ребенка, которое обуславливает его общую психоэмоциональную неустойчивость и подверженность деструктивным влияниям социальной среды.
......
Список литературы
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. Журн. – 2004. – т.5. - № 5. – С. 63-70
2. Алемаскин, М.Л. Воспитательная работа с подростками / М.Л. Алемаскин. – М. : Знание, 1979.- 42с.
3. Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. – Свердловск, 1987.- 150с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. – М., Прогресс 1980. – 232 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Ас-пект Пресс, 1997.- 375с.
6. Антонян, Ю.М. Преступность и психические аномалии / Ю.М. Антонян, С.В. Бородин. – М. : Наука, 1987.- 207с.
7. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Наука Иркутск., 2009. – 195 с.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.- 512 с.
9. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальнных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. – Воронеж : НПО МОДЕК, 2002.- 135с.
10. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии : учеб. Пособие для вузов / С.А. Беличева. – М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 1994.- 221с.
11. Беличева, С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения / С.А. Беличева // Проблемы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. Конф. – М., 1995. – С.91-95.
......