Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические особенности познавательной сферы учащихся начальных классов, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми дошкольного возраста, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими дошкольниками трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов.
Во время организационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, они не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей дошкольного возраста гиперактивность проявляется через чрезмерную невнимательность; отвлекаемость; импульсивность; подвижность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — самая распространенная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. В ряде психологических и клинических исследований представлены подходы к решению указанной выше проблемы (А.М. Власова, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров, А. Фрейд и др.), однако, в целом проблема СДВГ еще в полной мере не осмыслена: сохраняется явное несоответствие значимости данной проблемы и уровня ее разработанности.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейроповеденческое расстройство, которое обычно характеризуется симптомами: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность и гиперактивность. В познавательной сфере проявляется в: невозможность хранения информации в кратковременной памяти; нарушение навыков организации и планирования; трудности в установлении и использовании ориентиров поведения – таких, как выбор стратегии и задач мониторинга; подавляющая неспособность справиться с эмоциями; неспособность эффективно переходить от одной умственной деятельности к другой.
Младший школьный возраст характеризуется созреванием лобных отделов головного мозга, растет работоспособность и физическая выносливость, однако все равно имеет место быть повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Особенности детей младшего школьного возраста состоят в том, что в это время происходит очень серьезная физиологическая перестройка организма: снижается активность вилочковой железы, которая является «стражем» иммунитета ребенка - активизируется работа половых желез, гипофиза и надпочечников.