Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование у подростков мотивации здоровья как условие безопасного поведения
Введение
Актуальность темы исследования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» включает пять основных направлений совершенствования организации школьного образования, одним из которых является сохранение здоровья учащихся.
Комплексный подход к решению этой задачи тесно связан с необходимостью внесения изменений в образовательный и воспитательный процесс и должен предусматривать такие меры, как: индивидуализация учебной нагрузки, введениемониторинга физического развития учащихся («Паспорт здоровья»), мониторинг ситуации с употреблением ими наркотических и психоактивных веществ, ведение учениками собственного «Дневника здоровья», «Дневника спортивных достижений» и т.п.
Актуальность проблемы повышения уровня безопасности жизнедеятельности сегодня очевидна. Ведь состояние здоровья зависит не только от наследственной предрасположенности к развитию тех или иных заболеваний, но и от духовного развития личности, её образа жизни, а также от благоприятного состояния окружающей среды.
В связи с этим становится понятной необходимость обучения людей, в особенности подрастающего поколения, безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.
Результатом указанных мер должно стать наличие глубоких знаний и представлений учащихся в сфере здоровья и здорового образа жизни, превращение самих школьников в юных граждан, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования у подростков мотивации здоровья как условие безопасного поведения
1.1. Понятие и сущностные особенности здоровья, здоровый образ жизни
Согласно Н.М. Амосову, здоровье – это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма человека. Из этого следует: чем выше резервные мощности, тем крепче здоровье.
И.И. Брехман (основатель валеологии), отмечает, что «здоровье - это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и неодно¬родностью состава. В нем отражаются фун¬даментальные аспекты биологического, со¬циального, психического и духовного бытия человека в мире.
Много столетий назад фе¬номенология здоровья обрела статус самостоятельной и автономной области эмпи¬рического исследования. Современное по¬нимание концепции здоровья являет собой результат накопленного многовекового опыта научных и практических знаний. Можно выделить несколько характерных особенностей. Б. Г. Юдин, М. Мюррей, В. Эванс и др. рассматривают здоровье как сложный многофакторный феномен, пред¬ставляющий взаимосвязь культурных, со¬циальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов, а также результат влияния генетической предрасположенности и особенностей ин¬дивидуального развития.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей формирования у подростков мотивации здоровья как условия безопасного поведения. На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
1. Здо¬ровье - это определенное генетически, психосо¬матически и социально относительно устойчивое состояние человека, характеризующееся гармо¬ничной взаимосвязью всех свойств и функций ор¬ганизма, психофизических и социально-духовных качеств личности, обусловленное объективными и субъективными факторами.
2. Здоровый образ жизни - это модель жиз¬недеятельности, связанная с представле¬ниями о личной и социальной ценности здоровья, средствах, формах и способах его сбережения.
3. Культура здорового образа жизни лич¬ности - это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими ком¬понентами: образовательно-когнитивным; мотивационно-ценностным и целевым; физической культурой; социально-куль¬турным и поведенческим; деятельностным; конструктивным; эмоционально-волевым.
4. Под безопасным поведением мы понимаем систему взаимосвязанных действий и поступков, осуществляемых субъектом под влиянием факторов внутренней и внешней среды с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.