Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование устной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи средствами арттерапии
Введение
Актуальность исследования. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них. Чем старше дети, тем сильнее и ярче влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Устная речь – универсальное средство человеческого общения. Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психического развития. Проявляясь в качестве звуковой членораздельной речи, это средство коммуникации было выбрано человеком в ходе эволюционного развития как наиболее экономное, удобное, многофункциональное и общедоступное для сообщества людей.
Глава I. Теоретическое исследование особенностей формирования устной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи средствами арт-терапии
1.1Особенности развития устной речи у детей дошкольного возраста
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Как отмечал Гвоздев А.Н., речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации [10,c.34]. Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта.
Заключение
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся изучением возможностей арт-терапии в развитии устной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, мы отметили, что арт-терапия играет большую роль в развитии ребенка в целом и в процессе формирования его устной речи. В работе были решены задачи и получены следующие выводы:
Мы отметили, что речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с окружающим. Активизация речи является одним из необходимых этапов развития детей. Было выявлено, что речевое развитие детей происходит поэтапно согласно возрастным канонам – особенно продуктивным и важным для развития речи является период дошкольного возраста. В течение короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка и именно данные период считается наиболее сензитивным для развития речи.