Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по специальности Менеджмент организации (финансовый менеджмент)
1. Менеджмент как тип управления: методология и организация, современные тенденции развития менеджмента в России.
Менеджмент можно рассматривать как науку, изучающую природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессуальный управления и имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности.
Типы управления в менеджменте: программное, следящее, адаптивное и экстремальное.
При программном управлении программа управления задана по времени. Это наиболее распространенный для хозяйственных организаций в целом тип управления, так как объем выпуска продукции планируется в календарных сроках.
При следящем управлении программа управления зависит не от времени, а от некоторой ведущей (следящей) величины. Примером следящего управления в промышленности является управление ассортиментом продукции, в котором структура устанавливается в зависимости от спроса.
При адаптивном управлении отсутствует определенная ведущая величина и управление устанавливает программу на основе предшествующего опыта. Поэтому накопление и обобщение выводов из прошлого опыта являются необходимым условием адаптивного управления. Такой тип управления характерен для предприятий приростного типа, которые ориентируются на стабильность и медленные изменения состояния внешней среды, привычность или узнаваемость происходящих событий и успевают в таких условиях своевременно реагировать на возникающие проблемы. В жизненном цикле спроса адаптивное управление имеет место на стадии стабильного спроса при низкой степени конкуренции. Адаптивное управление характерно при решении внутренних проблем организации (управление персоналом, управление эксплуатацией и ремонтом оборудования и т. д.).
При экстремальном управлении программа управления направлена на достижение максимума или минимума некоторой функции, переменными которой являются те или иные параметры (вход, состояние управляемой системы, состояние управляющей системы и выход).
2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента.
Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий в экономической теории, появилось не сразу, а формировалось в течение многих лет с участием многих авторов, а поэтому имеет различные интерпретации. Наиболее распространено понимание менеджмента, как науки о подготовке людей для работы в области управления различными объектами:– предприятиями и организациями, производящими различные товары, работы, услуги;
– военными подразделениями и соединениями; – разработкой новых технологий и нововведений; – финансовыми операциями.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями. Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счете оказались вне основного русла развития управленческой мысли.
В условиях рыночной экономики объектом управления менеджмента является предприятие. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.
Управление предприятием как составной частью национального хозяйства сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, которые обеспечивают эффективное состояние хозяйственной системы, элементами которой являются объекты и субъекты управления.
Эволюция менеджмента:
Школа классического научного управления. Школа неоклассицизма и человеческих отношений. Школа количественного и системного подходов.. Школа системного и инновационного подходов.
1900 1920 1940 1950 1970 1980 1990
Тейлоризм – научное управление предприятием с применением инженерных наук в управлении Фойлеризм – принципы управления, ориентированные на построение организационных структур. Неоклассицизм – теория организации как социальная система, как наука управления с учётом психологических аспектов человека (человеческое поведение). Привлечения систематизирующих и инженерных принципов – разработка и применение теории систем ЭММ и компьютеризации. Ситуационный подход во взаимосвязях внутренней и внешней сред организации. Культура управления – метод воздействия на людей как мощный инструмент (организационная стр-ра). Инновационные и международные процессы: синтез деятельности людей и высоких технологий; демократизация управления, участие работающих в прибылях.
Современные направления в менеджменте: Стратегический менеджмент-это процесс в котором изучаются общие концепции того, как достичь главные цели предприятия. Управление персоналом - это комплексное целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творчества, инициативы и созидательного труда. Маркетинг – это система организационной деятельности предприятия, по разработке, производству, сбыте товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения прибыли и т.д.
3. Основы организации как социотехнической системы; менеджерский анализ ее внутренней и внешней среды. Принципы организационного проектирования предприятий.
Организация - это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
С социотехнической точки зрения, организация включает как структурные и процессуальные характеристики (подробно разработанные в классических организационных теориях), так и социальные и личностные (которые настойчиво отстаивались представителями школы «человеческих отношений»).
Совокупность этих характеристик образует социотехническую систему, и задача исследователей найти оптимальное соотношение структурно-процессуальных и социально-личностных переменных, обеспечивающих наибольшую организационную эффективность. Таким образом, одна из задач социотехнического подхода — объединить усилия технических и социальных (в самом широком смысле) специалистов в интеграции и оптимизации организации как сложной системы.
В социотехническом подходе выделяются четыре основных элемента: внешняя среда, техническая, социальная и социотехническая системы.
Факторы воздействия внешней среды на организацию. В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации. Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.
СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:
1) Поставщики. Организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.
2) МАТЕРИАЛЫ. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов.
3) КАПИТАЛ. Для функционирования и развития организации нужен капитал. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов и др.
4) ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации.
5) Законы и государственные органы. Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные учреждения влияют на организацию. Каждая организация имеет определенный правовой статус и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования.
6) Потребители. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности.
7) Конкуренты. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться.
СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:
1. Технология. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
2. Состояние экономики. Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики.
3. Социо-культурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями.
4. Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.
5. Отношения с местным населением.
6. Международные факторы.
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ - это ситуационные факторы внутри организации. Они, в основном, являются результатом управленческих решений, однако, не все и не всегда могут полностью контролироваться руководителями. Основные переменные, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология, люди.
При проектировании организационных структур управления учитываются такие принципы, как:
- соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления;
- способность к трансформации;
- оперативность в передаче управляющего воздействия;
- оптимизация уровней управления;
- сбалансированность прав и полномочий;
- равномерность нагрузки на все звенья управления;
- сопряженность (согласованность) деятельности всех структурных подразделений организации.
4. Интеграционные (связующие) процессы в менеджменте: принятие решений и коммуникации.
Важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации.
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организаций и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.
Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — -дразделений, производств в единый производственный организм — предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.
Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.
Простейшим примером проявления закона интеграции является управление интеграционными процессами в проекте (ProjectIntegrationManagement). Это раздел управления проектами, включающий процессы, требуемые для соответствующей координации различных элементов проекта. Сюда входят разработка плана проекта, выполнение плана проекта и общий контроль изменений.