Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие творческих способностей младших дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Введение
Актуальность исследования. Система дошкольного образования в Российской Федерации (РФ) в последние годы пережила значительное реформирование. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 г. дошкольное образование стало уровнем общего образования. А с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №115, в котором отмечено, что одной из задач дошкольного образования выступает «сохранение и поддержка творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой».
Основная образовательная программа дошкольного образования направлена, в числе прочего, на создание условий для развития творческих способностей дошкольников на основе соответствующих возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.). Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач развития творческих способностей детей, так как по своему характеру является художественной деятельностью, формирует у детей чувство красоты и гармонии. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного и развития творческих способностей. Также творческие способности, проявляющиеся в рисовании, выступают одним из целевых ориентиров дошкольного образования по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
.............
Глава 1. Особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Творчество – высшая форма активности и самодеятельности человека. Активность, направляемая чужой волей, не является творческой активностью. Лишь соединяясь с самостоятельностью, она становится основой формирования творческого подхода к жизни. Самостоятельный выбор варианта поведения – это уже творчество.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин и другие) позволяет определить творчество как деятельность, посредством которой создаются новые ценности.
В философских направлениях (Дьюи) творчество рассматривается как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией.
«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее».
Согласно Шеллингу, творчество – это высшая форма человеческой деятельности.
В философских трудах Г. Гельмгольца, А. Пуанкаре, У. Кеннона прослеживается выделение нескольких стадий в процессе творчества – от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея [2].
Итак, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной значимостью.
По выражению Л.С. Выготского [9], творческой деятельностью мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое. «В каждодневной окружающей нас жизни, – пишет Л.С. Выготский [9], – творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
.......