Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эстетический потенциал лексики и его реализация в художественном тексте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего эссе обусловлена тем, что в настоящее время художественная литература является одной из специфических разновидностей производительной деятельности людей. Она связана с удовлетворением эстетических потребностей человека, с его стремлением к творению прекрасного, наслаждению им.
Эстетика – наука, изучающая сферу художественной деятельности, «философия прекрасного». Прекрасное – эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. Безобразное – категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Представление о музыкальности в литературе становится возможным лишь в таких культурах или эстетических системах, которые рассматривают музыку как некий универсальный язык, принципы которого в той или иной мере разделяются литературой. Эстетический аспект связывают с понятием выразительности и образности языка. Выразительные средства языка усиливают эффективность речи, они оказывают воздействие не только на разум, но и на воображение слушателей.
..........
1 Эстетика языка и речи: основные понятия
1.1 Понятие «эстетическая эстетика художественного текста» как семантическая категория
Эстетика (от греч. aesthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) - отрасль философского знания, теоретически исследующая такое ценностное мироотношение, которое, прежде всего, характеризуется категорией «прекрасное» и наиболее полно выражается в такой форме человеческого сознания и деятельности, как искусство
Основателем эстетики признан немецкий философ-просветитель А. Баумгартен, введший понятие «эстетика» в научный обиход в сочинении «Эстетика», написанном в 1750 - 1758 годах .
Эстетический опыт сопровождает человека с глубокой древности. В первобытном обществе он находит выражение в стремлении архаического человека украсить свое жилище, позже он проявляется в культовых обрядах и искусстве. В древней Греции, Индии, Китае эстетические проблемы поднимаются до уровня теоретического осмысления. Складываются основные категории эстетики: красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак и др.
При всем разнообразии проблем, рассматриваемых через «призму эстетических воззрений» , центральной категорией эстетики, ее основным объектом считается прекрасное, определяемое как эстетическое или художественное совершенство явлений, природы, искусства и социальной жизни.
.......