Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Самооценка как компонент Я-концепции в личности младшего школьника
Введение
В течение всей жизни человек совершает разные действия, которые требуют самооценки. В основе успешного функционирования личности лежит умение вносить изменения в собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении внешних условий. Выбор конкретного занятия, эффективность деятельности, душевное состояние и пр. связаны с точностью самооценки.
Анализ источников, содержащих информацию об отечественных и зарубежных исследованиях, (К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, М. Н. Андреевой, Н. А. Батурина, Р. Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздиной, Л. С. Выготского, А. А. Деркач, У. Джеймса, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной, А. Маслоу, К. Роджерса) позволяет отметить наличие разных подходов к операционализации понятия «самооценка». Вопросы, подвергнувшиеся исследованию, – структура и классификация самооценки, ее виды и формы, сущность взаимодействий между разными формами самооценки, а также возрастные аспекты формирования самооценки. В ходе изучения самооценки уже накоплен обширный эмпирический материал, который, однако, до сих пор полностью не систематизирован и не раскрывает досконально всех особенностей формирования и функционирования самооценки как единого образования, составляющие которого взаимодействуют между собой и с другими психическими образованиями довольно сложным образом; не установлены сензитивные этапы в формировании самооценки как системы, не определены пути ее направленного формирования.
............
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки младших школьников
1.1. Содержание понятия самооценка
Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще. Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека. Через самооценку человек может реализовать функцию собственной защиты; осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе; проникнуться чувством уважения к себе; прочувствовать собственную автономность и относительную независимость [2].
Самооценка человека является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.
Первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:
........