Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие доброты у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап в истории России ознаменовался как самый не простой в вопросе развития нравственной составляющей. Как бы и что не говорили, про ситуацию которая складывалась в период распада Советского Союза, отличительной чертой данного периода как раз является то, что современное поколение как раз воспитывается теми детьми, которые росли в 90-е годы и отголоски времени несомненно чувствуются. Одним из самых важных показателей становится то, что дети стали достаточно реже читать, интерес к литературе угасает, заменяясь желанием занять место за компьютером.
Опасность вызывает и то, что материальные ценности доминируют над духовными, по этой причине у детей в значительной степени искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. При этом, необходимо понимать, что дошкольный возраст представляет собой фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Необходимость сохранить и приумножить – вот главные задачи, которые должны быть поставлены в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности. Ребенок не может стать человеком сам по себе, он всему учится у взрослых, и то, каким будет современное поколение, зависит только от взрослых, человек становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы.
...........
Глава 1. Проблема формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Становления понятия добра у детей дошкольного возраста
Доброта, представляя собой нравственное качество человека, выражено, прежде всего, в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, помощи, стремлении оказывать поддержку другим людям, при этом, не ожидая того, что за данные поступки будет какое-либо вознаграждение. Овчарова Р.В. писала о том, что нравственные ценности – это, прежде всего, часть общечеловеческих ценностей – доброта, справедливость, терпимость и др., в основу которых положена гармония общественного порядка и внутренняя гармония личности . А В. Гюго отмечал, что во внутреннем мире человека доброта – это солнце .
Также хотелось бы указать информацию, которая дана в толковом словаре. В частности, указывается что под добром понимается то, что «приносит счастье, пользу и благополучие» . Также можно встретить определение как «хороший поступок» . Хотелось бы сказать о том, что в качестве истинного добра можно выступает тот поступок, который был совершен намеренно. Так, если речь идет об удачном стечении обстоятельств или простых помыслах, то, по мнению философов, такие поступки к добру уже не относятся. В философии гедонизма определено, что добро – это удовольствие и все пути, ведущие к его получению. Представители школы утилитаризма относят к этой категории все, что может быть полезным для человека. Релятивистская этика в противовес всем остальным учениям называет добро глубоко субъективной концепцией, которая существует лишь в нашем сознании.
........