Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование и развитие познавательных интересов учащихся на уроках географии с использованием электронных образовательных ресурсов (1 и 2 глава)
Актуальность. География — единственный школьный предмет, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
География, возможно, в большей степени, чем любой другой предмет, имеет основание реализовывать принцип наглядности. В процессе ее изучения используются картографические методы, которые опираются на деятельность учащихся с картой как средством обучения. Случается, что изучаемые объекты неудобно (или вовсе невозможно) показывать на традиционной карте или глобусе, а некоторые рассматриваемые процессе и вовсе лучше смоделировать или показать видеофрагмент. Электронные образовательные ресурсы становятся незаменимыми, если необходимо продемонстрировать учащимся довольно мелкие предметы или познакомить со звуковой информацией (звучание какого-либо инструмента, наречия и т.д.). Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) помогают решать задачи повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Использование ЭОР значительно упрощает работу учителя, повышает интерес к изучению географии, позволяет сделать процесс обучения более эффективным...
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в целесообразно использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Например, уроки формирования новых знаний можно проводить в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использовать такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений проводить викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдавать предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре [1]. Развитию познавательного интереса могут способствовать те же формы организации, что и раньше: инсценировки, уроки-дискуссии, экскурсии в природу и на производство, уроки на местности, в библиотеке вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Планета в твоих руках», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер!», «Капелька-путешественница», «Знакомьтесь, Австралия!», и др...
Таким образом, под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Можно сказать, что ЭОР - это новое обобщающее понятие «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств.
На различных этапах урока ЭОР можно применять в процессе:
1) актуализации знаний;
2) объяснения нового материала;
3) закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков;
4) контроля и оценки знаний, умений и навыков;
5) подготовки домашнего задания (творческие задания, рефераты и доклады, презентации, самообучение)...