Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях инклюзивной группы
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу и начальный период обучения является переломным в развитии подрастающего младшего школьника. Новая образовательная среда задаёт совершенно иную систему требований, взаимоотношений. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей обучающиеся по-разному справляются с усвоением новой социальной роли, овладением навыками учебной деятельности, включением в детский ученический коллектив. Исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые качества.
Школьное обучение является одним из серьезнейших этапов в жизни ребенка. И поэтому можно понять волнение и озабоченность, которую проявляют как сами дети, так и их родители при приближении времени записи в школу. Можно сказать, что этот момент является экзаменом как для самих родителей, так и для самого ребенка за весь дошкольный период жизни, так как для обучения в школе ребенку понадобится весь тот багаж, который он приобрел за весь предшествующий период жизни.
Школьное обучение активизирует весь предшествующий опыт ребенка, все, что сформировалось у него к этому времени. У разных школ – разные требования к ребенку, к его развитию. А чтобы чувствовать себя в школе хорошо и уверенно, ребенок должен быть психологически готовым исполнять новую социальную роль – роль ученика. Эффективность подготовки детей определяет успешность дальнейшего развития личности, уровня обучения и профессионального становления.
........................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие готовности к обучению в школе, сформированность школьной готовности нормально развивающихся детей
В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «готовность к школе» является широко распространенным и определяющим деятельность самых различных специалистов: воспитателей детских садов, школьных учителей, практических психологов, социальных педагогов.
В отечественной психологии основы проблемы психологической готовности к обучению в школе заложены в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина [10; 16; 17; 62]. Необходимо отметить, что длительное время, рассматривая психологическую готовность к школьному обучению, исследователи понимали под ней интеллектуальную или умственную готовности в качестве одного из главных критериев готовности ребенка к обучению, рассматривали уровень его умственного развития.
В настоящее время дискутируется сам термин «Готовность к школе» и в связи с этим нет единого набора диагностических пособий, набора методик.
А.Г. Асмолов сказал, что определенный уровень развития ребенка является итогом всей предыдущей образовательной деятельности взрослых при активной субъектной позиции самого ребенка. В связи с этим, готовность к школе надо понимать, как закономерный результат, итог этого развития.
Изучение данной проблемы связано с именами таких ученых, как А. Анастази, Л.И. Божович, А.И. Запорожец, П.А. Венгер, М.И. Лисиной, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева, В.С. Мухиной и др., которые в структуре готовности к систематическому обучению в школе рассматривают в качестве ведущих компонентов различные стороны психической сферы ребенка[10; 13; 39; 41]. ............