Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста
Введение
Самооценка играет первостепенную роль в психической жизни человека. Одну из главных функций в структуре организации личности, её социально-психологической адаптации выполняет именно самооценка человека.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности». Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Изучению самооценки уделено большое внимание в работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой и зарубежных психологов: У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, К. Роджерса и др.
Несмотря на длительность временного изучения феномена самооценки в научной литературе нет однозначной трактовки этого понятия.
В настоящее время весьма актуальны проблемы пограничных нарушений личности (в том числе и неадекватной самооценки) и поведения. Данные проблемы становятся все более актуальными в младшем школьном возрасте.
..................
1.2. Особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка[12].
Особенности формирования «Я-концепции» в младшем школьном возрасте: «Я реальное» и «Я идеальное» младшего школьника часто не отличаются; большое значение в становлении «Я-концепции» младшего школьника приобретает одобрение значимых других в окружении ребенка, к которым присоединяются учителя и группа сверстников. На данном этапе одобрение значимого другого создает у младшего школьника позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки[6].
Некоторые авторы считают самооценку необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. На этом построено исследование А.Ю. Кржечковского, рассматривающего самосознание (как основание для самоконтроля) при помощи разработанной им методики, основанной на изучении адекватности самооценок, контролируемых объективным наблюдением. Исследователь следует простой логике: патологические личности черствы и следуют лишь немедленным побуждениям к получению удовлетворения; у них нет чувства ответственности; несмотря на постоянные унижения и наказания, они неспособны изменить своё поведение; главной чертой их характера считается недостаточный контроль со стороны Я и сверх-Я[22].
Развитие устойчивости самооценки в младшем школьном возрасте идёт параллельно развитию произвольного поведения. Если подверженность самооценки влиянию извне уменьшается, то мотивационная сфера личности становится значительно устойчивее[19]. Самооценка – субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной. Это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
...........