Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, физиологов, философов, социологов и т.д. При этом наибольший интерес вызывает исследование путей формирования интеллектуальных способностей, влияющих на решение мыслительных задач различных типов. Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни интеллектуальные способности.
Активным периодом для развития интеллектуальных способностей является старший дошкольный возраст. На протяжении дошкольного детства у ребенка происходит закладка общего фундамента способностей. Как известно, успешное решение задач связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, классифицировать, сравнивать, систематизировать, обобщать и т.д. Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволили бы не только усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в другой ситуации и даже другой сфере деятельности, то есть творчески.
Одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является дидактическая игра - это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. В дидактической игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
.....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности понятия интеллектуальные способности
«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
? способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
? только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
? способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
В.Н. Дружинин разделяет на общие и специальные способности. К общим способностям он относит интеллект, обучаемость и креативность. Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определённой деятельности ?10, 51 с.?.
Интеллект определяется достаточно разнообразно, но, в общем, имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной. Под интеллектом подразумевается система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, внимания. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией человека к новым жизненным задачам.
Р. Стенберг в свое время выделил три формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); способность решать проблемы; практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).
По мнению современных исследователей, общий интеллект существует как универсальная психическая способность ?14, 81 с.?.
...................