Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности психологической адаптации к дошкольному учреждению у мальчиков и девочек
Введение
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что изменение общей ситуации функционирования современного общества, может способствовать росту разнообразных отклонений в эмоциональном и личностном развитии современных детей, включая истощение запаса адаптационной энергии, а также дезорганизуя поведение и психику, что определяет индивидуальные особенности психологической адаптации детей в условиях ДОУ.
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей, так как это период адаптации к новым для них условиям. Поступление в детский сад коренным образом меняет поло¬жение ребенка. Учение становится для него основным ве¬дущим видом деятельности. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и с взрослыми рассма¬триваются через призму дошкольных дел, успехов или не¬удач.
Дети младшего дошкольного возраста обладают рядом психологических и физиологических особенностей, а также определенными характеристиками эмоциональной сферы, знание которых необходимо для того, чтобы по-настоящему понимать меру воздействия на ребенка окружающего его мира, понимать, что чувствительность его настолько велика, что любое травмирующее воздействие может привести к патологическим последствиям в развитии психики ребенка.
......................
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей психологической адаптации к дошкольному учреждению у мальчиков и девочек
1.1. Понятие адаптация в психолого-педагогической литературе
В психологии понятие адаптации исследуется в узком и широком смысле, если мы говорим о первом случае, то ее рассматривают как приспособление к среде, то есть как первичную фазу личностного становления индивида, который вступает в социальную общность, с точки зрения И.Г. Колызаева, В.Г. Асеева, А.Н. Жмырикова, а с точки зрения второго подхода, адаптация – это единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов ассимиляции и аккомодации, который был предложен Ж.Пиаже, и вслед за ним, стал рассматриваться как процесс уравновешивания субъекта и среды в трудах П.Б. Березина, Г.А. Андреевой, Ю.К. Субботина и других. Адаптация также исследуется как биологический процесс в трудах Ж. Ламарка, Г.Спенсера, психофизиологический процесс Г. Селье, социальный процесс И.А. Милославовой, психологический процесс А.А. Бодалева, и другие, которые мы рассмотрим ниже.
Так, в психологическом словаре, биологическая адаптация, либо адаптация на физиологическом уровне – это процесс приспособления функций и строения организма, которое направлено на сохранение постоянства внутренней среды.
.........