Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме О развитии чувства цвета и его оттенков у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. С самого раннего возраста цвет окружает человека и оказывает на него существенное. Являясь природным «языком» и «языком» живописи, цвет позволяет передавать красоту и богатство окружающей действительности.
Развитие чувства цвета, также как и умения выделять, называть различные цвета и оттенки, группировать их по различным признакам, умения видеть понимать и гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и искусстве, играет весомую роль в сенсорном и эстетическом развитии ребенка. В то же время, эстетическое воспитание оказывает положительное влияние на развитие художественно-творческих способностей ребенка, а также его психическое развитие.
Процесс восприятия и развития чувства цвета детьми в изобразительной деятельности изучался такими психологами, как Л.А. Венгером, Е.И. Игнатьевым, З.М. Истоминой и др.; искусствоведами и художниками: Н.Н. Волковым, В.В. Кандинским и др.; педагогами: Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной и др.
Ученые, исследовавшие процесс цветовосприятия детей, сходятся во мнении о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы по развитию чувства цвета у дошкольников. Однако, система работы с детьми в области ИЗО-деятельности в ДОУ не обеспечивает развитие чувства цвета, как одного из условий, что необходимы для развития творческой личности ребенка в целом.
........................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА И ЕГО ОТТЕНКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущностная характеристика понятия «чувство цвета»
В течение долгого времени существовало мнение, что цветовосприятие человека и развитие у него чувства цвета невозможно исследовать, и тем более воспитывать и развивать. Однако такие психологи и педагоги, как Л.А. Венгер, НД. Ветлугина, Т.И. Доронова, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, Э.И. Кубышкина, Г.П. Новикова, А.А. Мелик-Пашаев, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько, Н.П. Сакулина рассматривали чувство цвета в качестве одного из проявлений художественной способности человека. Их исследования показали, что восприятие цвета в окружающей действительности и искусстве умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету включается в чувство цвета включает;.
А.В. Размыслова отмечает, что с давних пор люди придавали особое значение художественной деятельности. Одним из проявлений художественных способностей человека является чувство цвета. Цвет не только является компонентом художественного отражения действительности в деятельности человека, но также воздействует на его эмоциональную сферу. Вопросы изучения цвета были поставлены еще во время античности. В основном они сводились к попытке установить закономерности цветовой гармонии и определить эстетическое влияние цвета на психику человека, которое зачастую рассматривалось как результат влияния соответствующей стихии (вода, огонь и т.д.) [2, c.17].
..............