Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экспериментальное исследование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом
Введение
У большинства детей с нарушениями речи, по мнению Винарской E. H., Копачевской Л.А., Левиной Р.Е., Лопатиной Л.В., Мастюковой Е.М., Туговой Н.А. и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка.
Речь детей часто маловыразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено.
Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
В своих трудах Бехтерев В.М., Самойленко Н.С., Чаянова Е.В. и др. глубоко освещали проблему формирования выразительности речи у дошкольников с дизартрией, считая, что данное нарушение влияет на развитие личности ребенка (физическое, моральное, эстетическое и т. д.).
Развитие у дошкольника с дизартрией таких функций, как коммуникативная, эмоциональная, смысловая, невозможно без выразительности речи.
.....................
1.Теоретическое рассмотрение проблемы формирования интонационной стороны речи у детей
1.1. Сущность понятия «интонация». Основные компоненты интонационного оформления речи
Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. По данным профессора Жинкина Н.И., интонация увеличивает объем сообщения, так как сообщается не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте [12].
Анатомофизиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуков речи.
Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Павлов И.П. рассматривал интонацию как условно-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения.
Значение интонационной стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, Флоренская Ю.А. указывала, что интонационные упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры [29].
Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие – шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса [3, 24, 25, 32].
...............