Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Использование развивающих игр социально-коммуникативной направленности в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность. Все люди умеют говорить. Однако правильной речью владеют лишь единицы. Во время разговоров с другими человек использует речь, как средство передачи собственных мыслей. Речь является одной из важнейших человеческих потребностей и функций. Только благодаря общению с другими людьми человек может реализовать себя как личность.
Современное время – эпоха развития компьютерных технологий, доступа к информационному пространству. Большая часть детей использует всевозможные компьютерные средства для своего развития: компьютеры, гаджеты, но все больше встречается детей с речевыми нарушениями. Причина этого кроется в том, что современные родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. К тому же, современные дошкольники и сами часто предпочитают проводить время за гаджетом, чем общаться со взрослыми, сверстниками, играть в совместные игры, развивать мелкую моторику рук.
На сегодня проблема развития речи дошкольников ? одна из актуальных, т.к. процент детей, имеющих различные речевые нарушения стабильно высок. У дошкольников часто встречаются темповые задержки речевого развития. .....................
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы использования развивающих игр социально-коммуникативной направленности в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «речь», «речевая среда», «развивающая среда»
С понятиями «язык» и «речь» связана одна из главнейших проблем современного языковедения и языкознания. На современном этапе некоторые лингвисты разделяют данные понятия, другие же, напротив, считают, что язык и речь существуют только во взаимосвязи.
Согласно современной психолингвистической трактовке функций языка и речи их делят на социальные (коммуникативную, культурно-историческую, общеобразовательную), интеллектуальные (номинативную, когнитивную, сигнификативную и т.п.) и личностные (речь как средство осознания собственного «я», рефлексии, самовыражения и саморегуляции) функции. Именно широкий диапазон выполняемых функций повлиял на то, что язык и речь изучаются различными науками.
Язык и процесс формирования детской речи изучаются на разных уровнях: философский, анатомо-физиологический, нейрофизиологический, психологический, лингвистический, социальный, педагогический.
В настоящее время имеется достаточная теоретическая база для осознания роли, места языка и речи в человеческой жизни, а также развития речи в онтогенезе. Исследования отечественных психологов, педагогов (Л.С. Выготский [2], А.Н. Леонтьев [3], А.А. Леонтьев [4], А.В. Запорожец [3], Д.Б. Эльконин [5], Е.А. Флерина [6], Ф.А. Сохин [7], О.С. Ушакова [8] и др.) дали возможность выделить положения, касающиеся развития речи дошкольников и обучения их родному языку.............