Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности мышления неслышащих учащихся начальных классов при решении арифметических задач
Актуальность исследования определяется важнейшей ролью мышления в жизни и деятельности человека. В сложноструктурной системе психических процессов мышление занимает особое место. Тесно взаимодействуя с другими психическими процессами, оно обеспечивает высшую форму отражения, является высшей ступенью познания и самопознания. В послевоенное тридцатилетние психология мышления разрабатывалась особенно интенсивно и пополнилась рядом фундаментальных исследований, определивших дальнейшие пути, принципы и аспекты изучения мышления.
Одним из них является подход к мышлению как деятельности, направленной на решение задач. Изучение различных аспектов данной проблемы имеет общетеоретическое и особенно прикладное значение в связи с возрастанием требований к качеству школьной подготовки подрастающего поколения, в том числе и детей, подлежащих обучению в специальных школах.
Постановление Совета Министров СССР от 17 января 1975 года «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития», — свидетельство не только заботы о детях с аномалиями развития, но и высокой требовательности партии и правительства к тем учреждениям и организациям, на которые возложена задача воспитания этой категории детей всесторонне развитыми строителями коммунизма.
Решение данной проблемы осуществляется разными путями. Один из них — поиск путей оптимизации учебного процесса, другой — изучение особенностей развития высших психических функций в структуре ведущей деятельности.
Ныне действующие учебные планы и программы школ для глухих детей являются более совершенными по сравнению с предыдущими и составлены с учетом изменений содержания и сроков обучения в общеобразовательной массовой школе, и достижении современной методики обучения глухих детей.
По учебному плану в I—IV классах школы на обучение математике отводится 210 часов ежегодно, что приблизительно составляет треть всей учебной нагрузки. К концу четвертого класса глухие учащиеся должны овладеть умением решать простые математические задачи 18 видов, составное задач в четыре действия и некоторые типовые задачи.
Исследования А.П. Дьячкова, И.М. Соловьева, Т.В. Розановой, Н.Ф. Слезиной, В. Б. Суховой, внесли огромней вклад в разработку проблем психологии и методики обучения глухих учащихся решению арифметических задач. Однако мысль, высказанная Т.В. Розановой пятнадцать лет назад о том, что «решение задач глухими детьми — предмет непрестанных волнений и раздумий педагогов» — актуальна и сегодня. Причина такого положения, на наш взгляд, кроется в том, что, во-первых, педагоги еще недостаточно используют выявленные возможности развития мышления и речи глухих детей, а во-вторых, проблема обучения глухих детей решению арифметических задач столь сложна и многогранна, что до сих пор остается недостаточно разработанной.
Было установлено (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова), что проявление специфики мыслительной деятельности глухих учащихся, особенностей соотношения мышления и речи, степень развития основных речевых функций четко обнаруживается в процессе овладения математическими знаниями, умениями и навыками, в частности, при решении простых арифметических задач.
Практика обучения глухих детей показала, что с особыми трудностями учащиеся сталкиваются при решении составных арифметических задач, так как переход к ним возможен только при достаточно высоком уровне развития понятийного мышления, при наличии определенных знаний и умений и сформированности у глухих школьников определенного операционного багажа для выполнения гностического поиска в новой проблемной ситуации. Причем первостепенно роль в успешности решения составных арифметических задач играют:
1) сформированность понятия «задача», понимание особенностей системно-структурных компонентов и их соотношений в задаче:
2) умение решать простые арифметические задачи;
3) степень обобщения и свертывания мыслительных операций в процессе решения задач.
В настоящее время подход к вопросу обучения глухих учащихся решению составных арифметических задач осуществлен на уровне отдельных методических рекомендации (А.И. Дьячков, Н.Ф. Слезина, В.Б. Сухова).
Особенности мыслительной деятельности глухих школьников при решении составных арифметических задач еще не были предметом специального исследования. Между тем, данный аспект проблемы решения арифметических задач глухими детьми является актуальным как в практическом, так и теоретическом планах. Учитывая это, мы предприняли настоящее исследование.
Предмет исследования — особенности мыслительной деятельности глухих учащихся 2—4 классов, проявившиеся при решении простых и составных арифметических задач, в сравнении со слышащими школьниками.
Объектом исследования являлись глухие и слышащие школьники 2—4 классов.
Целью исследования являлось установление общих для глухих и слышащих школьников начальных классов закономерностей влияния структурных характеристик арифметических задач на процесс их решения.
В основу исследования легла рабочая гипотеза о зависимости успешности решения арифметических задач от готовности мыслительной и речевой деятельности глухого ребенка к сложноструктурному проблемному поиску; о зависимости успешности решения составных арифметических задач от уровня сформированности умения решать простые арифметические задачи, от особенностей включения имеющихся знаний, умений и способов действий в новую проблемную ситуацию (составная задача).
Для решения поставленных задач на основе изучения литературы и данных предварительного эксперимента была разработана соответствующая методика. Основными методами данного исследования были: метод поперечных срезов в условиях лабораторного индивидуального психолого-педагогического эксперимента и естественный классный обучающий эксперимент, в соответствии с которым были определены конкретные методики исследования
Практическая ценность выполненного исследования заключается, во-первых, в том, что оно может служить психологической основой тля разработки методической системы работы над арифметической задачей в шкоте глухих с целью осуществления дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Кроме того, полученные данные имеют некоторое значение для развития теории сурдопсихологии и специальной методики математики и могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по названным курсам, л также при выполнении курсовых и дипломных работ.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику общему психическому развитию глухих и слабослышащих
2. Описать особенности деятельности не слышащих детей
3. Изучить особенности мышления детей с нарушением слуха
4. Выявить особенности мышления глухих учащихся начальных классов при решении простых арифметических задач