Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования особенностей психологического консультирования младших школьников по проблеме адаптации к средней школе обусловлена несколькими причинами. В первую очередь следует отметить, что этап перехода из начальной школы в среднюю является важным периодом, когда ребенок оказывается перед необходимостью освоения системы обучения на новом уровне: множество новых предметов, новые учителя, более высокие требования и т.д. При этом сам ребенок вступает в подростковый возраст, что объясняет своеобразие реакций, изменение отношений с учителями, родителями и сверстниками. Совокупность данных условий провоцирует возрастание риска дезадаптации ребенка при переходе в 5 класс. Последствия этой ситуации весьма негативны: снижение интереса учения, успеваемости, пропуски занятий, конфликты с учителями и родителями и т.д.
При этом, несмотря на очевидные риски этого переходного этапа, большее внимание традиционно уделяется вопросам адаптации ребенка к начальной школе. Как показывает анализ литературы, сегодня достаточно подробно изучены общие аспекты психологической адаптации, вопросы адаптации ребенка к начальному периоду обучения. При этом существует потребность в поиске средств, которые могли бы облегчить переход ребенка от обучения в начальной к переходу в среднюю школу. В частности, особый интерес вызывают возможности психологического консультирования что и обуславливает актуальность данной работы.
............
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей психологического консультирования младших школьников по проблеме адаптации к средней школе
1.1 Адаптация ребенка к школе как психолого-педагогическая проблема
Адаптация ребенка к школе является важнейшим условием освоения им учебной деятельности, включения в учебный процесс, а также здорового развития личности учащегося. Поэтому проблеме адаптации к школе сегодня посвящено множество работ в медицине, педагогике и психологии.
В целом следует отметить, что, как пишет Б.Г. Юдин, адаптация представляет собой процесс, в ходе которого происходит установление или поддержание приспособленности, ее основных параметров, при изменении условий среды. Адаптированностьюназывают результат процесса адаптации 46, с.18.
В психологии адаптация также рассматривается как приспособление человека к окружающему миру35, с.28.
БорнессЭ.Муротмечает, что адаптация может быть охарактеризована как способность успешно и адекватным образом взаимодействовать с окружающей средой. Адаптация предполагает определенный конформизм в отношении реалий мира 52, с.83.
А.Л. Венгер53, с.180указывает, что адаптация это процесс развития, все более совершенное уравновешивание организма со средой. Данное представление является общепринятым, как отмечает автор, относительно развития психики в филогенезе и онтогенезе.
Ю.А. Александровский пишет, что психическая адаптация является результатом деятельности целостной самоуправляемой системы, обеспечивающей деятельность человека на уровне оперативного покоя. Процессы адаптации позволяют человеку не только оптимально противостоять разнообразным природным и социальным факторам, но и активно, целенаправленно воздействовать на них1, с.26.
.........