Выдержка из работы:
Введение
Проблема гармоничного развития подрастающего поколения была актуальна всегда, но в последние годы, ознаменованные глобальными переменами в системе общественных отношений, социально-экономической сфере, образовании и культуре, она приобретает особую остроту и актуальность.
В современном обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать трудности, которые возникают, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Развивающееся общество нуждается в современно образованных, высоконравственных, предприимчивых людях, способных принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, активностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности.
Формирование же личности, обладающей подобными качествами, может происходить только в особых условиях, способствующих ее разностороннему развитию.
Поиск методов воспитания подрастающего поколения в русле обозначенных требований не всегда ведет за собой нетрадиционность подходов, но и обращается к существующему опыту воспитания и развития, одним из образцов которого является гуманистическая педагогика.
Обращение к изучению идей и практики гуманистической педагогики в наши дни обусловлено несколькими причинами, но прежде всего – соответствием ее основных положений и принципов современному подходу к личности, заключающемуся в признании ее в качестве высшей ценности, признании исключительности и индивидуальности каждого ученика, его уникальности и неповторимости.
............
Глава 1. Идеи и практика гуманистической педагогики в советской школе и педагогике
1.1 Исторические предпосылки, источники становления, понятие и сущность гуманистической педагогики
Гуманистическая или гуманная педагогика представляет собой уникальное явление в мировой педагогической науке. Имея многовековую историю и развиваясь постоянно, это направление постоянно обогащается новыми идеями и подходами, реализация которых осуществляется в воспитательных и образовательных учреждениях разного уровня.
В рамках первой главы рассматриваются идеи и практика гуманистической педагогики в советской школе. Прежде всего, изучаются предпосылки и источник становления гуманистической педагогики, приводится ее понятие, анализируются различные определения и их особенности.
Первые упоминания о гуманном качестве – человеколюбии – находятся в трудах китайского философа Конфуция, который признавал ценность гуманности и для общества, и для отдельного человека. Основными путями формирования гуманности являются забота о людях, родителях при большой требовательности к себе. Тем самым он положил начало гуманистической теории и сделал определенный вклад в разработку проблемы воспитания гуманности[53].
Впоследствии идеи гуманности личности развивал Платон, рассматривая личность с позиции так называемых добродетелей – мудрости, умеренности, мужества и справедливости. Подобно ему, Аристотель выделял основные направления воспитания в соответствии с природой человека, включавшие физический, умственный и нравственно-эстетический уровни [53].
В трудах древних философов, таким образом, были заложены основы понимания гуманности как наиболее ценного человеческого качества и необходимости развития его в системе воспитания личности.
.....