Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблемное обучение иностранному (английскому) языку подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей (УДОД)
Введение
Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.
Формированию и развитию таких умений в учебном процессе может в полной мере способствовать проблемное обучение.
Проблемное обучение, как известно, возникшее в начале XX века (Дж. Брунер, К. Дункер, Дж. Дьюи, Г. Пойа и др.), получило достаточно полное отражение в работах зарубежных (В. Оконь) и отечественных исследователей (А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) путем разработки его теоретических основ. В своих исследованиях ученые определили проблемную ситуацию как начало процесса мышления и рассмотрели этапы этого процесса (C.JI. Рубинштейн), исследовали роль проблемной ситуации в мышлении и обучении (A.M. Матюшкин), разработали типы проблемных ситуаций (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов), классификацию проблемных задач (В. Оконь), систему проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач (И.Я. Лернер), выявили уровни проблемное™ в обучении (В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев) и многие другие аспекты этой проблемы. Так, в теории проблемного обучения один из вопросов, вызывающих интерес исследователей, соотносится с анализом понятия проблемная ситуация, определенная A.M. Матюшкиным с позиции объекта (неизвестное в объекте) и субъекта (познавательно-коммуникативные потребности и возможности субъекта).
Цель данной работы заключается в обосновании вопроса об особенностях проблемного обучения иностранному (английскому) языку подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
......
Заключение
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что вопросы проблемного обучения за последние годы занимают большое место в педагогической теории и практике, поскольку они откликаются на возросшие требования к развивающему эффекту обучения.
Проблемное обучение требует изменения типа деятельности и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им, чтобы самому получить из него новую информацию. Это процесс расширения, углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или нового применения прежних знаний. Это поисковый метод учения, антипод методу восприятия готовых выводов учителя.
Систематическое решение учебных проблемных задач – характерный признак этого типа обучения. Вся система методов направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, формирование интеллектуально активной личности, т.е. проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.
Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.
Проанализировав и рассмотрев методы проблемного обучения, мы пришли к выводу, что они предоставляют большие возможности для обучения, самосовершенствования и развития знаний английского языка в условиях учреждений дополнительного образования.
.....
Список литературы
1. Алексеева И.В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2010. - № 6.
2. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. – М., 2008.
3. Ананьева М. Л. Использование невербальных средств общения на уроке // ИЯШ. - № 5. – 2008. – С.37.
4. Аргустанянц Е. С. Обучение диалогической речи в ситуации ролевого поведения. – М., 2008.
5. Артемов В. Д. Психология обучения иностранным языкам. - М., 2008.
6. Арьиоки К. Способы активизации учащихся младшего возраста на занятиях по английскому языку. //Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Спб., 2008. С. 90-95.
7. Барышников Н.В. Особенности межкультурной коммуникации при несовершенном владении иностранным языком // Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях: Сб. науч. статей. – Пятигорск, 2009.
8. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. – 2008.- № 1.
9. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М., 2007.
10. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. - М., 2008.
11. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М., 2008.
12. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М., 2008.
13. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М., 2007.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2009.
15. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 2.
16. Дворник М.В., Чуйкова С.Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 4.
17. Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 2008. - № 1.
18. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2008.
19. Елухина Н.В. Средства обучения иностранному языку: Текст лекций по методике преподавания иностранных языков. – М., 2007.
.....