Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие коммуникативных способностей в структуре социализации детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст – синзетивный период развития личности. Период, в течение которого в личность активно закладываются и развиваются навыки социального взаимодействия. В дошкольном возрасте увеличивается независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, ко¬торые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. По данным Л.И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях [33, c.247].
Являясь своеобразной малой группой, группа сверстников представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления личности, развивается социальная перцепция, коммуникативные способности [35, c. 17].
Вопросами теории формирования коммуникативных способностей занимались такие авторы, как И.В. Забродина, Л.Р. Мунирова, М.Г. Маркина, Л.А. Крайнова и др. По¬ложение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было вы¬двинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчерки¬вал, что «психологическая природа человека представляет совокупность чело¬веческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры».
............
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социализации личности
1.1. Анализ основных концепций социализации
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
По мнению Н. Смелзера [53, c.124] любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Это подводит к следующему важному понятию – социализации.
Так, в «Психологическом словаре» под редакцией М.Г. Мещерякова, социализация (от лат. socialis - общественный) раскрывается, как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [12, c.214].
......