Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мотивация учебной деятельности студентов, обучающихся по программе бакалавриата
Введение
В настоящее время процесс реформирования системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования [7, с. 65]. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика и психология подчеркивает необходимость апелляции к проблеме побудительных механизмов учебной деятельности, или проблеме мотивации.
Актуальность обращения к проблематике мотивации обусловлена все более возрастающим значением социально-психологических факторов в учебной деятельности, среди которых мотивация играет определяющую роль [30, с. 88]. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и 2 целенаправленного формирования занимались в разные годы Абрамова Г.С., Божович Л.И., Давыдов В.В., Щукина Г.И., Эльконин Д.Б. и другие ученые. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения [19, с. 140]. Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса.
........................
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы мотивационной сферы студентов бакалавриата
1.1. Теории мотивации личности
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность [29, с. 67]. Говоря об учебной мотивации, необходимо прежде всего осветить понятие «мотивация». Существуют различные трактовки современными психологическими школами понятия «мотивация» и «мотив». Так, психологи школы бихевиоризма, под мотивом понимают действие внешних и внутренних стимулов, которые вызывают активизацию поведения. Психоаналитическая школа считает, что мотив проявляется в биологических инстинктах и влечениях, который под действием социальных условий может подавляться и выступать в своих непрямых символических формах [19, с. 123]. Различные ученые также вкладывают в данное понятие свой смысл. В одном случае мотивацию рассматривают- как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) [28, с. 88].
.....................